• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Модель управления образовательными системами на основе больших данных в школе

ФИО студента: Гулин Александр Сергеевич

Руководитель: Митрофанов Кирилл Германович

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2021

Технологии не просто являются инструментами, с помощью которых мы взаимодействуем с миром, но они меняют сами способы этого взаимодействия и, что наиболее важно, способы восприятия окружающей реальности. На протяжении многих десятилетий идея индивидуального подхода к обучению ребенка «разбивалась» о естественные временные рамки труда учителя, который не всегда имеет возможность постоянного контроля динамики обучения каждого ученика по каждому виду заданий. Сегодня же мы имеем возможность быстро регистрировать и анализировать получаемые от мира данные, в том числе и данные об обучении ребенка. Благодаря информационным сервисам, без которых сложно сегодня представить жизнь школы, педагоги получили возможность в режиме реального времени анализировать достижения своих учеников, отмечать дефициты каждого из них, прогнозировать дальнейшие траектории обучения. На наших глазах постепенно происходит переход к по-настоящему персонализированной модели образования. Отметим, что именно подобная модель наиболее адекватно отражает общий тренд на создание умной городской среды, в которой предстоит жить, учиться и трудиться нашим ученикам. Цифровая педагогическая среда школы сегодня включает в себя и необходимые инструменты для аналитики учебного прогресса учеников, и необходимые инструменты для непосредственной организации самих уроков. Цифровая инфраструктура – ЭЖД, Библиотека МЭШ, портал «Школа большого города» и др. (всего данные о системе образования Москвы собираются в 12 информационных систем) – позволяет выстроить коммуникацию отдельного педагога со всем профессиональным сообществом и городскими образовательными ресурсами (по сути – всем городским пространством), а также использовать персонализированную аналитику для корректировки индивидуальной образовательной аудитории каждого ученика. У органов управления системой образования появилась возможность видеть всю картину данных, прогнозировать и упреждать еще даже не возникшие проблемы. Осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере образования на основе риск-ориентированного подхода предполагает переход от планирования проверок на основе установленных нормативов периодичности к дифференцированному определению перечня объектов, направлений и интенсивности контрольно-надзорных мероприятий в зависимости от возможной вероятности наступления общественно значимых негативных последствий ведения образовательной деятельности Но есть одна существенная проблема которую хотел бы выделить отдельно - данных собирается много, но на данный момент практически не существует методологии анализа и интерпретации данных для принятия решений в образовательной системе любого уровня (муниципалитет, субъект, государство). Именно поэтому продуктом, который получится в результате реализации данного проекта является цифровая платформа http://datamining.education – сервис позволяющий администрации образовательных учреждений загрузить обезличенные данные по своим обучающимся, получить на выходе необходимую им аналитику и рекомендации по применению результатов данной аналитики в управлении школой, для руководителей муниципалитетов и региональных органов управления образованием сервис позволит выдавать аналитику по всем подведомственным образовательным учреждениям. Задача предпроектного исследования - составить обзор реализуемых или разрабатываемых моделей управления образовательными системами с использованием big data. Данный обзор будет необходим нам для более детального выявления сильных и слабых сторон каждой из систем. Данная платформа поможет нам в дальнейшем выступить с инициативой внедрения лучших практик в образовательные системы Москвы и России.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ