• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Представление школьников о причинах возникновения хронической академической неуспеваемости в школе селективного типа (на примере Лицея НИУ ВШЭ)

ФИО студента: Богачёв Максим Игоревич

Руководитель: Бочавер Александра Алексеевна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2021

Данная работа посвящена изучению проблемы появления в школе селективного типа хронически неуспевающих учащихся. В исследовании предпринимается попытка понять суть и механизм развития такого явления как хроническая академическая неуспеваемость в школе селективного типа посредством раскрытия представления учащихся селективной школы о том, почему в ней появляются хронически неуспевающие школьники? Целью данной работы является определение административно-управленческих решений, необходимых для минимизации в Лицее НИУ ВШЭ доли академически неуспевающих учащихся. Для реализации поставленной цели было проведено исследование, объектом которого являются учащиеся 10 и 11 класса Лицея, характеризующиеся различными показателями академической успеваемости (отличники, хорошисты, троечники, двоечники, отчислившиеся). С лицеистами, обучающимися на различных образовательных направлениях, была проведена серия полуструктурированных интервью (N=42), в ходе анализа которых были установлены наиболее распространенные среди учащихся представления о причинах возникновения в Лицее хронической академической неуспеваемости. В частности, было выявлено, что триггером процесса скатывания учащегося в хроническую академическую неуспеваемость является пропуск занятий. Причины у пропуска занятий в общем виде могут быть подразделены на три группы: 1) вовлеченность в олимпиадное движение за пределами Лицея, 2) физическая или ментальная болезнь, 3) сознательный прогул. В свою очередь совокупность упомянутых лицеистами причин школьных прогулов может быть подразделена на две группы: 1) внешние (институционально-средовые) причины и 2) внутренние (психо-мотивационные) причины. К группе внешних институционально-средовых причин относятся: 1) Незначительная поднадзорность и свобода выбора деятельности. 2) Нейтральное отношение к двойкам и тройкам. 3) Рационализация учебного процесса. 4) Роль преподавателя. 5) Группообразование аутсайдеров. В свою очередь к группе внутренних (психо-мотивационных) причин относятся: 1) Изначальный (доминирующий) мотив поступления в селективную школу. 2) Дефицит образовательных и метапредметных ресурсов. 3) Слом самооценки и потеря мотивации в процессе обучения. Выявление представлений школьников о причинах возникновения хронической академической неуспеваемости в школе селективного типа позволило лучше понять природу и механизм разворачивания академической неуспеваемости, что в свою очередь поспособствовало определению мер, необходимых для минимизации негативных последствий академической неуспеваемости как для учащихся, так и для образовательных учреждений. На основании проведенного исследования был сформирован ряд управленческих рекомендаций, направленных на минимизацию доли хронически неуспевающих учащихся в школе селективного типа. Данные рекомендации в первую очередь предназначены для руководства Лицея, однако при незначительных корректировках они могут быть применены и в других общеобразовательных учебных заведениях селективного типа.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ