• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффекты ограниченной рациональности при потребительском выборе

ФИО студента: Потемкина Анна Александровна

Руководитель: Карачаровский Владимир Владимирович

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Экономика (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Одним из эффектов, который относительно недавно стал рассматриваться в рамках исследований в области поведенческой экономики, является эффект опций по умолчанию. Иногда люди делают выбор, просто принимая вариант, заданный по умолчанию. В случае, если потребителем осуществляется пассивный выбор, у производителя (продавца) возникает дополнительная возможность для манипуляции с помощью опций, выставленных автоматически, заданных как базовые. Логичным становится основной вопрос исследования - какое влияние на выбор потребителя оказывает наличие опции по умолчанию при формировании спецификации товара, который он собирается приобрести, а также как стоит применять опции по умолчанию. Объектом исследования является эффект, который возникает вследствие внедрения опции по умолчанию в создание спецификации конфигурируемого (настраиваемого) товара. Предметом исследования является выбор потребителем товара, у которого есть множество различных характеристик, то есть который вполне можно конфигурировать – ноутбук. Цель исследования – определить, какое построение последовательного выбора ведет к наибольшему количеству принятых экономическим агентом опций по умолчанию, а также возникает ли переплата за настраиваемый товар вследствие установления определенного последовательного выбора. В ходе исследования был проведен эксперимент, где участникам предлагалось сконфигурировать ноутбук, который они желают приобрести. В эксперименте было три группы: две экспериментальные, одна контрольная. По результатам полученных данных было построено две регрессии: в первой зависимой переменной являлось количество опций по умолчанию, с которыми респондент согласился, во второй - стоимость сконфигурированного ноутбука. Наше исследование показало, что действительно при существовании опций по умолчанию в спецификации товара, который потребитель желает (намеревается) приобрести, количество характеристик товара, где он соглашается с опцией, выставленной как базовой, зависит от того, в каком порядке потребителю предоставляется выбор. Согласно результатам, полученным в модели, наибольшее количество опций по умолчанию, с которыми потребитель согласится, возникает, если потребитель сначала делал выбор в тех вопросах, где количество альтернатив было наименьшим, а затем количество альтернатив в каждом последующем вопросе увеличивалось. Несмотря на то, что вследствие нашего эксперимента была обнаружена статистически значимая взаимосвязь между количеством изначально заданных опций и определенной логикой выстраивания выбора, а именно с учетом последовательности предоставления выбора, при построении модели, которая описывает, какой по стоимости товар (ноутбук) выбирают участники, статистически значимого влияния количества опций, выбранных по умолчанию на сумму, которую в итоге заплатил бы респондент за сконфигурированный ноутбук нет. В связи с этим выводом возникает необходимость дальнейших исследований с более углубленной спецификацией бюджетного ограничения и выбора опций по умолчанию согласно определенным финансовым ограничениям. Однако отсутствие в данной модели взаимосвязи между количеством соглашений с опцией по умолчанию и суммой, которая была бы затрачена на покупку сконфигурированного ноутбука не дает возможности сделать вывод о том, что такой взаимосвязи быть не может.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ