• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности освещения гендерной тематики в российских медиа

ФИО студента: Приз Анна Михайловна

Руководитель: Давыдов Сергей Геннадьевич

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Менеджмент в СМИ (Магистратура)

Год защиты: 2021

Данное исследование проведено с целью выявления особенностей конструирования преобладающего типа гендерной идентичности в современных российских медиа. На протяжении долгого времени в медиаконтенте преобладал дискурс маскулинности и транслировались ценности патриархальной культуры. Однако в условиях трансформации гендерных ролей и практик СМИ могут поспособствовать дальнейшим изменениям картины мира в сторону гендерного равенства, если сами не будут подвержены гендерной стереотипизации, а в медиаконтенте будут затрагиваться актуальные гендерные вопросы. В рамках работы была разработана методика для анализа российского информационного пространства, которая позволяет определить гендерную направленность медиа, а также был рассчитан Индекс гендерной направленности СМИ. Апробация методики проводилась на примере современных российских онлайн-изданий Lenta.ru, Нож, Wonderzine. Методологической основой исследования выступила конструктивистская парадигма. В работе были систематизированы теоретические подходы к гендерным медиаисследованиям, определены типы гендерной идентичности, функционирующие в современном российском обществе, выделены элементы медийного конструирования гендера. Важными элементами анализа онлайн-изданий выступили гендерная структура аудитории СМИ, редакционная политика СМИ и контент СМИ. В ходе эмпирического исследования был осуществлен вторичный анализ данных, проведены 8 экспертных интервью, произведен контент-анализ 300 публикаций указанных изданий и сравнительный анализ элементов конструирования гендера изучаемых онлайн-изданий между собой. Был сделан вывод, что в рамках указанной выборочной совокупности новостное издание имеет относительно высокий уровень маскулинизации контента, профеминистское издание имеет высокий уровень феминизации контента, а научно-развлекательное издание занимает нейтральную позицию, стараясь соблюдать гендерный баланс в своем контенте. На основе проведенного анализа разработаны рекомендации для медиаменеджеров и сотрудников редакций по грамотному и корректному освещению гендерной тематики в материалах изданий.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ