• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности аудитории онлайн-изданий о квир-культуре

ФИО студента: Калашник Лада Игоревна

Руководитель: Черненко Юлия Александровна

Кампус/факультет: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Программа: Менеджмент в СМИ (Магистратура)

Год защиты: 2021

За последние три года в России запустились сразу несколько медиапроектов о ЛГБТ-культуре. В октябре 2018 года запустилось онлайн-издание «Открытые» о квир-культуре и ЛГБТ-сообществе. В декабре 2019 года запустился первый в России журнал о дрэг-культуре Dragzina, а в начале января 2020 года — Instagram-журнал и платформа для продвижения российских квир-художников Russian Queer Revolution под кураторством журналистки и куратора из Лондона Анастасии Федоровой. Перечисленные проекты дают возможность молодому поколению российских квир-людей в возрасте от 18 до 25 лет объединиться и стать видимыми в российском обществе. Исследовательская работа продолжается в том же направлении, что и курсовая работа, тема которой — «Структурно-динамический анализ онлайн-изданий о квир-культуре в России». Цель диссертационного исследования — выявление особенностей аудитории онлайн-изданий о квир-культуре. Для достижения поставленной цели мы выделили несколько задач: проанализировать русскоязычные онлайн-издания о квир-культуре и их развитие в России, провести качественный и количественный анализ аудитории онлайн-изданий о квир-культуре с помощью анкетирования и вторичного анализа результатов медиаизмерений, получить характеристику аудитории русскоязычных онлайн-медиа о квир-культуре со стороны редакторов, провести глубинные интервью с включением блока наблюдения с представителями аудитории онлайн-изданий о квир-культуре, вывести ключевые характеристики аудитории онлайн-изданий о квир-культуре. Мы рассмотрели появление и развитие российских СМИ о квир-культуре, изучили количественные и качественные показатели аудитории онлайн-изданий о квир-культуре «Открытые» и Makeout с помощью метода вторичного анализа данных сервисов Popsters и SimilarWeb, а также анкетирования и глубинного интервью с представителями аудитории изданий. В ходе анализа результатов проведенного нами анкетирования, нам удалось установить, что реальная аудитория онлайн-изданий о квир-культуре — молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет из России в городах с населением более 1 млн. человек. Чаще к квир-контенту обращаются не состоящие в отношениях цисгендерные женщины и мужчины с высшим образованием, половина аудитории (51,2%) относит себя к ЛГБТ-сообществу, 42,2% — нет. Представители аудитории работают на оплачиваемой работе, а также учатся в ВУЗах. Нам также удалось обнаружить, что среди аудитории онлайн-изданий о квир-культуре преобладают респонденты нижнего среднего класса (48,2%), а 28,9% испытывают материальные затруднения. Только 18,7% опрошенных можно отнести к среднему классу. Данные показатели могут быть полезны менеджменту онлайн-изданий о квир-культуре в плане определения монетизации контента. Обоим сегментам аудитории — квир- и гетеросексуальным персонам — интересна жизнь представителей ЛГБТ-сообщества, более того, аудиторию привлекает специфичность квир-контента, выделяющая его среди остального потока информации. Аудитория также обращается к подобному контенту из желания потреблять альтернативный доминирующему в традиционных медиа контент и находиться в повестке важных для ЛГБТ-сообщества событий. Аудитории важно не только быть в курсе происходящего, но и знать, к каким аргументам апеллировать в случае дискуссии или конфронтации. Развлекательная составляющая квир-контента выступает для аудитории в роли своеобразной терапии и дарит положительные эмоции, а просветительская — дает прикладные знания, которые интересны людям не из квир-сообщества из чувства солидарности со своими близкими, друзьями и знакомыми, которые причисляют себя к ЛГБТ-сообществу. Квир-сообществу же важны чувство признания и принадлежности, а также популяризация ЛГБТ-контента. Более того, мы смогли получить оценку аудитории и менеджмента у экспертов, которая подтверждает результаты исследований изданий о квир-культуре, в частности, сложности, связанные с монетизацией, — отсутствие рекламодателей из-за особой повестки и нишевого характера медиа.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ