• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Распространение образовательных инноваций в российских школах: на примере цифровых образовательных платформ

ФИО студента: Клишин Михаил Александрович

Руководитель: Стрельцова Екатерина Александровна

Кампус/факультет: Институт статистических исследований и экономики знаний

Программа: Управление в сфере науки, технологий и инноваций (Магистратура)

Год защиты: 2021

Данное исследование посвящено распространению цифровых образовательных платформ в российских школах. В настоящее время образовательные организации во всем мире внедряют в учебный процесс новые технологии, которые создают гибкую образовательную среду и позволяют выстраивать индивидуальную траекторию обучения, учиться дистанционно и бесплатно в любое время и в любом месте, способствуя развитию каждого из студентов. Одним из примеров таких технологий являются цифровые образовательные платформы (ЦОП). Их возможности признают во всем мире. Они стали «спасательным кругом» для большинства школ во время пандемии COVID-19 и позволили сохранить учебный процесс в чрезвычайных условиях. Российское руководство также признает потенциал ЦОП. В России создаются государственные образовательные платформы, а также реализуются федеральные проекты, предполагающие качественное и количественное развитие ЦОП. Тем не менее, несмотря на растущий интерес к данной теме, распространение ЦОП в российских школах остается малоизученным. Данное исследование отвечает на следующие вопросы: «На каком этапе находится распространение цифровых образовательных платформ в российских школах?», «Какие факторы влияют на внедрение цифровых образовательных платформ учителями российских школ?», «Каковы каналы распространения цифровых образовательных платформ в российских школах?». Для ответа на поставленные исследовательские вопросы был проведен опрос 1009 учителей российских школ, представляющих все восемь федеральных округов. Результаты опроса показывают, что ЦОП – широко распространенная инновация в России. Согласно теории распространения инноваций Роджерса, ЦОП достигли последней стадии распространения. Их используют 85,7 % учителей российских школ, 84,8 % учителей планируют и дальше применять платформы. Несмотря на то, что ЦОП широко применяются в российских школах (они используются в рамках классной и домашней работы, в рамках школьной программы и для внеурочных активностей), они еще не превратились в инструмент ежедневного пользования. Учителя проводят только более трети своих занятий, используя ЦОП. Опрос также показывает, что учителя учитывают широкий спектр факторов в процессе адаптации ЦОП. Основными из них выступают разнообразие учебных материалов, доступность бесплатного контента и простота использования. Кроме того, преподаватели ценят такие преимущества ЦОП как интерактивность, положительное влияние на успеваемость студентов и на свой собственный имидж. Анализ также показывают, что учителя выступают основным источником информации о платформах. Рекомендации школьных коллег и советы учителей из других школ остаются основными каналами распространения ЦОП. Кроме того, информация от школьной администрации и личный интерес учителей играют значительную роль в распространении данных инноваций.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ