• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Развитие технологического предпринимательства в вузах: как российские университеты поддерживают студенческие стартапы?

ФИО студента: Лаценова Валерия Сергеевна

Руководитель: Стрельцова Екатерина Александровна

Кампус/факультет: Институт статистических исследований и экономики знаний

Программа: Управление в сфере науки, технологий и инноваций (Магистратура)

Год защиты: 2021

Данное исследование направлено на изучение механизмов поддержки, предоставляемых российскими университетами студенческим стартапам. Сегодня университеты по всему миру расширяют свои функции: в дополнение к научным исследованиям и профессиональной подготовке студентов к требованиям рынка труда, университеты коммерциализируют инновации, поддерживают создание студенческих стартапов и подготавливают предпринимателей. Данные функции стали неотъемлемой составляющей деятельности передовых зарубежных ВУЗов. Все больше из них создают предпринимательские экосистемы, направленные на развитие деловых навыков студентов, предоставляя им доступ к бизнес-инкубаторам и акселераторам, специальным тренингам, курсам и мероприятиям, а также менторскую поддержку. Необходимость подготовки студентов к предпринимательской деятельности признается и в России. Развитие необходимой для этого инфраструктуры закреплено в качестве одной из целей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Тем не менее, упомянутые меры поддержки стартапов по-прежнему редко встречаются в российских университетах, а в научной среде поддержка студенческого предпринимательства университетами остается дискуссионным и малоизученным вопросом. Данное исследование отвечает на следующие вопросы: «Какие образовательные и инфраструктурные возможности предоставляются российскими университетами студенческим стартапам?», «Какой вклад данные возможности вносят в деятельность российских студенческих стартапов?». Для проведения эмпирического исследования и ответа на поставленные вопросы автор применил инструменты качественной и количественной методологии. Для ответа на первый вопрос исследования автором был проведен контент-анализов сайтов 255 федеральных университетов, расположенных во всех федеральных округах Российской Федерации. Для ответа на второй исследовательский вопрос были проведены 8 интервью со студентами и выпускниками, имеющими опыт университетской поддержки для создания и развития своих стартапов. Результаты исследования показывают, что российские университеты редко оказывают поддержку студенческим стартапам. Только 2,7 % проанализированных университетов предоставляют студентам полноценные условия для запуска и развития своих стартапов. Другие университеты частично применяют следующие меры поддержки: реализация специализированных бакалаврских и магистерских программ, организация бизнес-инкубаторов, акселераторов и предоставление необходимой инфраструктуры, участие в программе «Стартап как диплом». По мнению респондентов, университетская среда играет важнейшую роль в мотивации студентов к созданию собственного технологического стартапа. Некоторые из респондентов особенно подчеркивали влияние собственных педагогов и научных руководителей на их мотивацию к предпринимательской деятельности. Они вдохновлялись историями и рассказами, связанными с личным опытом педагогов. Кроме того, большинство респондентов положительно оценили участие в бизнес-инкубаторах и акселераторах. Оценка респондентами собственных знаний и навыков, полученных в рамках обучения в университете, более сдержанная. Студенты подчеркнули ценность нетворкинга, однако обратили внимание на излишне теоретический характер профильных дисциплин и мероприятий ВУЗов, а также отсутствие понимания о применении полученных знаний в реальном бизнесе. В завершение студенты поделились собственными рекомендациями по совершенствованию университетской поддержки студенческих стартапов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ