• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пандемия COVID-19 как стресс-тест финансовой устойчивости международных авиакомпаний

ФИО студента: Едакина Анна Дмитриевна

Руководитель: Зуев Владимир Николаевич

Кампус/факультет: Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа: Мировая экономика (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2021

Авиатранспорт играет важнейшую роль в развитии мировой экономики – обеспечивая выстраивание эффективных цепочек поставок и возможность быстрого перемещения людей и грузов по миру, индустрия авиаперевозок служит катализатором роста смежных индустрий и вносит значительный вклад в глобальный ВВП. Однако пандемия COVID-19 нанесла существенный ущерб конкурентоспособности отрасли – из-за высокой зависимости операционной эффективности авиапредприятий от свободы перемещений между странами, а также от стабильности спроса на услуги воздушных перевозчиков функционирование множества авиакомпаний было нарушено в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Тем не менее, наблюдаются существенные различия в том, как крупнейшие авиаперевозчики мира преодолели кризис – поэтому целью данной работы является выявление факторов, в наибольшей степени определивших финансовую устойчивость авиакомпаний во время пандемии. В соответствии с целью работы была проведена количественная оценка стабильности финансового положения 40 крупнейших авиалиний мира с помощью Z''-индекса Альтмана как в течение кризиса, так и за несколько лет до его начала. На основании этих данных с помощью метода Dynamic Time Warping и иерархической кластеризации была проведено разделение наблюдений на однородные группы, что позволило проранжировать группы авиакомпаний по степени их финансовой устойчивости. Далее были детально проанализированы различия в финансовых и операционных показателях компаний между кластерами, что позволило определить особенности наиболее и наименее финансово устойчивых авиаперевозчиков. В работе было установлено, что изменение финансового устойчивости авиакомпаний во время кризиса, вызванного распространением COVID-19, в значительной степени определяется их долгосрочными особенностями финансового положения. Перевозчики, показавшие наиболее высокий уровень финансовой стабильности, характеризуются высоким уровнем ликвидности, низкой долговой нагрузкой, а также большей прибыльностью. Также анализ показал, что крупный размер авиакомпании не является гарантом устойчивости её финансового положения. Кроме того, многие наиболее эффективные перевозчики используют бизнес-модель низкобюджетных перевозок. Понимание каналов влияния указанных факторов на устойчивость авиакомпании особенно важно при разработке планов восстановления финансового положения авиалиний, так как большинство экспертов указывают на то, что в условиях медленного увеличения спроса на услуги авиаперевозчиков главным драйвером улучшения состояния компаний будут именно инициативы, предпринимаемые руководством предприятий. Поэтому результаты данной работы представляют ценность как для исследователей, занимающихся изучением детерминант общей устойчивости авиакомпаний, так и для руководителей и менеджеров, ищущих возможности для быстрого увеличения финансовой устойчивости и конкурентоспособности авиапредприятий.

Текст работы (работа добавлена 12 мая 2021 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ