• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конструирование медийного образа "протеста" в современных российских видеоблогах

ФИО студента: Михлина Елизавета Александровна

Руководитель: Телень Людмила Олеговна

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Медиакоммуникации (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Вступление России в новый избирательный цикл привлекает к политическим событиям в стране все больше внимания, а освещение политических акций, в том числе и протестных, становится важной частью повестки дня как для федеральных СМИ, так и для самостоятельных авторов – например, YouTube-блогеров, доверие к которым растет. Цель данной работы состоит в выявлении ключевых факторов, определяющих степень ангажированности медиаобраза «протеста» в России и за рубежом в российских популярных общественно-политических видеоблогах 2020-21 года, а также различий в значимости этих факторов в зависимости от профессиональной принадлежности видеоблогера и места происхождения событий протеста. Ключевыми факторами, определяющими степень ангажированности медиаобраза «протеста» в докоммуникативной презентации являются эмоциональность, наличие дополнительных коннотаций (чаще всего в форме иронии), фактологическая точность описания. Наиболее значимыми речевыми конструктами в создании медиаобраза протеста в видеоблогах являются экспрессивная лексика, обобщения и эквивалентность, экземплификация, приемы диалогизации и интимизации, использование комичного в создании негативного образа одной или обеих сторон протеста. Ключевым фактором в вербальной коммуникации, определяющим степень политической ангажированности образа является эмоциональность высказывания. Как показывают данные, в визуальном изображении протеста помимо эмоциональности значимыми факторами, оказывающими наибольшее влияние на ангажированность образов, представляются точность передачи информации и присутствие героя в видеоряде, связанном непосредственно с протестом. Основными приемами построения образа являются монтаж роликов участников и свидетелей, анимация фотографий для создания комического эффекта в сторителлинге. Был сделан вывод, что степень политической ангажированности медиаобраза протеста обратно пропорциональна географической удаленности центра протестной активности от страны-проживания видеоблогера. Так, наибольшая степень ангажированности медиаобраза протеста характерна для изображения событий в США, в Беларуси она несколько меньше. При этом внутри страны медиаобразы более близких к политическому центру протестов будут более ангажированными, в сравнении с удаленными – наименее ангажированным оказался образ протеста в Хабаровске. В то же время связи между степенью политической ангажированности образов и профессиональной принадлежностью блогеров обнаружено не было. Изучение политической ангажированности образов может быть продолжено. Полученные в рамках данной работы результаты не предназначены для экстраполяции на все образы в видеоблогах, так как были получены на достаточно узкой выборке. Кроме того, будущие исследования могут быть сосредоточены на восприятии изученных в данной работе образов аудиторией.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ