• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Механизм использования единой субвенции общеобразовательными учреждениями и пути повышения его эффективности

ФИО студента: Шуклецова Полина Игоревна

Руководитель: Суслов Андрей Борисович

Кампус/факультет: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики

Программа: Государственное и муниципальное управление (Магистратура)

Год защиты: 2021

Межбюджетные отношения - один из главных вопросов государственного управления, в котором большую роль играют межбюджетные трансферты. В данной работе рассмотрен вопрос об одной из форм межбюджетных трансфертов - субвенции, а точнее - единой субвенции и ее использовании в общеобразовательных учреждениях Пермского края. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время меняется порядок финансирования бесплатного общедоступного образования. В части предоставления гарантий на его получение появился (в 2013 году) новый элемент правовой системы - единая субвенция. Понятие "единой субвенции" отсутствует в Бюджетном кодексе и других Федеральных законах РФ. В научной литературе недостаточно пояснений по применению единой субвенции на практике. Данные об эффективности и законности расходования единой субвенции общеобразовательными учреждениями отсутствуют в открытом доступе, поэтому важно было смоделировать проблемы, изучить механизм ее использования в Пермском крае, определить пути повышения эффективности использования этого механизма. Данное исследование проводилось в Пермском крае впервые. Работая в составе комиссии Контрольно-счетной палаты Пермского края (далее - КСП) по проверке расходования единой субвенции в учреждениях образования, необходимую информацию удалось получить. Объектами контрольного мероприятия являлись Министерство образования и науки Пермского края, Управления образования администраций Пермского, Кудымкарского, Юрлинского муниципальных районов Пермского края, города Кунгура, десять муниципальных общеобразовательных организаций. Также была изучена информация органов местного самоуправления Пермского края об использовании единой субвенции, представленная ими по запросу КСП. Проверяемый период: с 2017 г. по первое полугодие 2019 г. Проверка показала, что общеобразовательные учреждения используют практически все выделенные бюджетные средства. Однако в ходе контрольного мероприятия были установлены нарушения/проблемы, главные из которых - это факты нецелевого, неправомерного и неэффективного использования единой субвенции. Больше всего нарушений в нецелевом использовании единой субвенции. Из 38 626 603,0 тыс. рублей, перечисленных из бюджета Пермского края, 2 162 904,5 тыс. рублей (5,6%) составили сумму нецелевых расходов, которые в соответствии со Ст. 8 Федерального закона об образовании [Федеральный закон 273-ФЗ] должны были оплачиваться не за счет субвенции. В ряде школ выявлены факты неправомерного расходования бюджетных средств, выразившиеся в неположенных выплатах заработной платы при отсутствии правовых оснований для этих выплат. Также выявлены факты неэффективного использования субвенции, выразившиеся в нарушении процедур контрактной системы в сфере закупок и закупке услуг/работ по завышенным ценам у единственного поставщика. Выявлены факты нарушения сроков заключения договоров о предоставлении межбюджетных трансфертов, сроков перечисления единой субвенции муниципальным районам и городским округам, факты предоставления школами недостоверных отчетов, занижения школам местных нормативов на учебные расходы. Чтобы разобраться в причинах нарушений, а также в том, какие факторы оказывают наибольшее влияние на предмет исследования (практику предоставления и использования единой субвенции из бюджета Пермского края), мною был проведен факторный анализ с использованием метода анкетирования в виде электронного опроса руководителей общеобразовательных учреждений Пермского края. Подобный опрос проводился в Пермском крае впервые. Статистическая обработка результатов опроса позволила определить обобщенное мнение руководителей школ и их процентные соотношения по предмету исследования. Результаты представлены в данной работе. Все это позволило обобщить выявленные проблемы и нарушения, сформулировать рекомендации по целевому, правомерному и эффективному расходованию единой субвенции в сфере школьного образования. Учитывая актуальность данной темы, считаю, что выводы и рекомендации могут быть изучены и использованы в практической работе других регионов РФ.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ