• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование имен как исследование сущих: от Платона до Евномия

ФИО студента: Рейзман Анастасия Константиновна

Руководитель: Алиева Ольга Валерьевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философия (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Настоящая работа посвящена исследованию вопроса об источниках теории имен греческого экзегета и теолога Евномия из Кизика (ум. ок. 393 н. э.), изложенной им в раннем полемическом тексте «Апология». Целью текста было обосновать и защитить представление о различии сущностей Бога-Отца и Бога-Сына. Для этого Евномий представляет учение, основанное на трех ключевых постулатах. Во первых, доктрина о божественной простоте, согласно которой Бог не имеет акциденций и не меняется. Во вторых, теория имен, согласно которой истинное имя Бога — нерожденный (ἀγέννητος) и это имя характеризует сущность Бога. В третьих, теологическая эпистемология, согласно которой Бог познается через имя и, следовательно, сущность Бога — нерожденность. В трех главах работы рассматриваются три гипотезы относительно источников теории имен Евномия: мистические неоплатонические, среднеплатонические и христианские источники, соответственно. Во первых, анализируются аргументы в пользу каждой из гипотез, приводится и обсуждается существующая и возможная критика. Во вторых, рассматриваются конкретные тексты, предложенные в качестве источников теории имен Евномия, определяются эпистемологические и онтологические принципы, фундирующие теорию имен рассматриваемого автора. В третьих, проводится сравнение данных принципов с учением Евномия и на основании данного сравнения заключается о состоятельности рассматриваемой гипотезы. Итогом работы является вывод об эклектическом характере теории имен Евномия, при котором она испытала влияние как платонических, так и христианских авторов, однако не может быть строго отнесена ни к одной из этих традиций. Методологически Евномий во многом наследует таким христианским мыслителям как Дионисий Александрийский и Афанасий Александрийский. Содержательно, однако, его доктрина имеет немало сходств с такими мыслителями-платониками как Нумений из Апамеи, Альбин и Алкиной. Тем не менее, в отличие от последних, Евномий не признает, что имена являются естественными в формальном отношении и что познание через имя осуществляется методом этимологического анализа. Напротив, Евномий говорит о “естественных понятиях” (φυσικὴ ἔννοιαι), благодаря которым знание о Боге является врожденным, предшествует опыту и достигается не дискурсивно, а интуитивно. Учение о естественном знание роднит Евномия со стоиками. Другим общим местом здесь является натурализм в отношении имен, но не формальный, как у платоников, а содержательный. Согласно этой позиции, имя является средством познания не благодаря своей форме в определенном языке, а благодаря смыслу, который оно несет. Таким образом, учение Евномия имеет сходства с рядом ключевых философских учений поздней Античности, однако, не принадлежа ни одной из этих традиций в полной мере, представляет собой уникальный и в то же время симптоматичный для своей эпохи результат осмысления классических греческих философских категорий в эклектичном интеллектуальном климате IV века.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ