• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительный анализ феномена свободы в философии Мартина Хайдеггера и во французском неогегельянстве ХХ века (Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко)

ФИО студента: Масловская Анастасия Анатольевна

Руководитель: Гаспарян Диана Эдиковна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философия (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

К концу XIX века накопилось критическое количество фактов, которые показали неполноту классической теории познания. В XX веке поиски истинного самопонимания своей субъективности человечеством продолжились и приобрели ещё большую актуальность. После двух мировых войн потребовался пересмотр как концепции человека как рационального существа, которая доминировала в эпохи Возрождения и Просвещения, так и восприятия человека как свободного индивида. В качестве ответа на кризис классической метафизики, начавшийся в XIX веке, начал формироваться новый тип рациональности – неклассический. Одним из наиболее значительных примеров неклассической философской системы была философия Мартина Хайдеггера. Согласно Хайдеггеру, человек есть Dasein, вопрошающее о себе Бытие. Раскрываясь, прежде всего для себя, как Dasein, человек понимает своё место в мире и свою онтологическую связь с Бытием. Начало систематической критики классического подхода к субъективности можно найти в философии Георга Фридриха Вильгельма Гегеля. Впоследствии гегелевская линия возвышения субъекта была подхвачена экзистенциализмом Жана-Поля Сартра, где человек получил тотальную свободу, и где человек – это «ничто». В экзистенциалистской системе человек рассматривается не только в контексте своей рациональности, а как личность. Ответом на экзистенциализм был структурализм с его размытием субъекта и представлением человека как побочного продукта структур. В системе Хайдеггера человек играет уникальную роль. Все перечисленные выше философские течения имеют общие черты с подходом Хайдеггера к человеку. Сходство с системой Гегеля состоит в том, что человек через способность понимать Бытие реализует свою укоренённость в Абсолюте. Однако, Хайдеггер не согласен с панлогизмом Гегеля, поскольку, согласно Хайдеггеру, Бытие вмещает в себя не только рациональность, но и выходит за её рамки. Из экзистенциализма Хайдеггер взял понимание человека не только через его рациональность, но также учитывая уникальность человеческого существования как опыта («экзистенции»), так как до своего осмысления Бытия человек уже оказывается в нём успешно существующим и понимающим его. Но в то же время Хайдеггер отрицает наделение человека таким высоким уровнем свободы, как в экзистенциализме. Общая для структурализма и Хайдеггера идея заключается в том, что человек всегда находит себя уже существующем мире. Но для Хайдеггера вопрос о Бытии для построения философской системы был первичным, а в структурализме не была проблематизирована тема Бытия. Между Хайдеггером, Фуко, Сартром и Гегелем есть общее - они исследуют, как интериоризируется человеческое бытие. Иными словами, они пишут о том, как идентичность человека реализует себя в обществе. Важность этого вопроса находит своё отражение в основном положении экзистенциализма - каждый индивид должен осознавать границы своей собственной жизни и брать за неё на себя ответственность. Сартр и Фуко – разные пути развития гегелевского подхода к субъективности. В философской системе Гегеля человек занимает важное место, так как именно через него происходит становление самосознания Абсолютного духа. Но именно из-за того, что через человека получает реализацию Абсолютный дух, свобода индивида стирается, человек всегда говорит не от своего лица. Сартр доводит мысль об уникальной роли человека в мире до предельной степени. В экзистенциализме индивид находит себя «заброшенным» в мир и оказывается одинок, у него больше нет моральных ориентиров. Структурализм Фуко – реакция на такое возвышение значения человека в универсуме Бытия. Субъект у Фуко размывается, он является только частью структур. Поэтому человек, согласно Фуко, не может быть автономным субъектом, его субъективность имеет социальную природу. Экзистенциализм и структурализм – это противоположные философские системы. Они являются упрощением по сравнению с Хайдеггером, абсолютизация. В системе Хайдеггера можно найти черты и экзистенциализма, и структурализма, поэтому его философия более богатая на смыслы и прочтения.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ