• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Краткое введение в изучение истории...» Г.О. Гордона (1885–1942): историографическое исследование

ФИО студента: Курочкин Денис Михайлович

Руководитель: Румянцева Марина Федоровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2021

Работа исследует и представляет «Краткое введение в изучение истории...» Г.О. Гордона как историко-культурный феномен. Гавриил Осипович Гордон – педагог, историк, философ позитивистских и неокантианских взглядов. Во время учебы на историко-филологическом факультете Императорского Московского университета он съездил два раза в Марбургский университет, где участвовал в семинарах Г. Когена и П. Наторпа. Также Г.О. Гордон в группе молодых неокантианцев участвовал в философских дебатах при издательстве «Мусагет». В первой половине 1910-х гг. он опубликовал более десяти рецензий на работы кантианцев и неокантианцев. Г.О. Гордон был дважды репрессирован (1930 г., 1936 г.). Во время второго срока, который он отбывал Волжском исправительно-трудовом лагере, Г.О. Гордон написал для 15-летней дочери «Краткое введение в изучение истории…». Методологической основой моего исследования является поход источниковедения историографии, включающий в себя источниковедческий анализ и синтез. В ходе анализа происхождения, во-первых, был сделан вывод о том, что блестящее образование и развитая память позволили Г.О. Гордону в условиях исправительно-трудового лагеря написать «Краткое введение...» без обращения к сторонним источникам. Во-вторых, была выдвинута гипотеза о видовой природе «Краткого введения…»: эта работая является учебным пособием. Результат анализа содержания источника уточнил видовую принадлежность источника: «Краткое введение…» представляет собой пропедевтику. Сложность оценки степени достоверности и полноты содержания «Краткого введения в изучение истории…» состоит в том, что оно было написано в исправительно-трудовом лагере: содержание ограничено знаниями, которыми Г.О. Гордон владел в момент написания или до которых дошёл, рассуждая логически. Идейно «Краткое введение…» было помещено между работой Н.И. Кареева «Историка. Теория исторического знания» (1913 г.) и В.М. Хвостова «Теория исторического процесса» (1914 г.): Она содержит, с одной стороны, взаимосвязанные позитивистские и неокантианские идеи о предмете изучения истории, о письменных и материальных исторических источниках, об изучающих их вспомогательных исторических дисциплинах, о критическом методе, с помощью которого при определённых условиях можно восстановить то, что на самом деле было, о возможности обнаружить общие закономерности, однако, с другой стороны, о разделении наук на номотетические и идиографические, о субъективности создателя исторического источника и невозможности истории как науки точно передать прошлое.

Текст работы (работа добавлена 14 мая 2021 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ