• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зооморфизм как тема для создания женской коллекции одежды.

ФИО студента: Сеньковец Станислав Владимирович

Руководитель: Ривчун Татьяна Евгеньевна

Кампус/факультет: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Программа: Мода (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2021

В рамках данного исследования будет рассматриваться понятие зооморфизма и его отображение в искусстве и культуре XX – XXI вв. Зоо- морфизм (греч. Zoon — животное + morphe — форма) — наделение чело- века свойствами животных как внешними признаками, так и особенностя- ми поведении. В историческом контексте очень часто используется для обозначения представления богов в образах животных, а священных жи- вотных — как воплощение сущности богов. Согласно исследованию Н.В. Сафоновой, зооморфизм имел большое значение в культуре древних, архаичных обществ, образы людей наделенных качествами животных использовались в разных культурах в различных целях: в роли объектов культа, поклонения, магических ритуалов, метафорического выражения божественных и демонических сил, как персонажи сказок, басен и т. д. Исторически зооморфизм был тесно связан с религиозными культами, где выступал в качестве связи между человеком и силами природы. Возникло это явление в процессе постоянных социальных и культур- ных практик, где реальные животные постепенно начали преобразовы- ваться в зооморфные образы «естественного» мира, который наделялся человеком особыми значениями, проецируемыми собственными чув- ствами и представлениями. Одним из главнейших процессов подобного формирования является процесс репрезентации, где непосредственное восприятие заменяется полученным визуальным и психоэмоциональным опытом. В. Шкуратов описывает это как «переход натуральной чувствен- ности в культурную и переход впечатлений - переживаний в изображения, символы, аллегории, знаки» Стоит заметить, что репрезентация животно- го происходит на основе заложенных социокультурных знаний и верова- ний, то есть зооморфные представления – это не только образы животно- го мира, но и ритуалы, действия, значимость которых чрезвычайно важна для понимания зооморфных образов и их смыслов, что закладывались обществом на протяжении многих веков. Наделение животными качествами служило человеку как принципы позания мира и самопознания человека на этапах развития общества. Изображения зооморфных существ, человека, имеющего черты, сход- ные со звериными или же в маске зверя были крайне распространены и подчеркивали тесную связь человека с природным миром. Это явление играло значительную роль в культе богини-матери, звероподобной по- кровительницы . Таким образом ей приписывался образ женщины – коровы, а образом центрального божества служили облик льва или быка. Центральная тема исследования: Зооморфизм, проблема телесно- сти и нравственности в контексте современности - осмысление животной природы человека, олицетворение образа зверя как модели нравствен- ности, основанной на принципах биоэтики и постгуманизма, которые от- мечают извилистость идей антропоцентризма, говоря о единстве бытия, где человек занимает свое место в сложной, взаимосвязанной и само- организующейся системе. Репрезентация этой парадигмы в объектах визуальной культуры.

Текст работы (работа добавлена 17 мая 2021 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ