• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гендерные особенности самопрезентации в «мужских» видах деятельности (на примере бизнес-авиации)

ФИО студента: Сульянова Кира Владимировна

Руководитель: Шевчук Андрей Вячеславович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Прикладные методы социального анализа рынков (Магистратура)

Год защиты: 2021

Гендерные различия – один из важнейших предметов изучения современной социологии. Его актуальность вызвана не столько научным интересом, сколько повесткой в современных социальных отношениях. Появление в научной и обывательской среде новых понятий, направлений мысли и способов самовыражения требуют не только понимания их происхождения, но и поиска способов встроить их в социальную систему, не нарушая ее баланса. Поэтому гендерные исследования на данный момент представляют собой передовое направление в социальных науках. Наиболее устоявшейся темой гендерного направления в социологии и социальной психологии выступают различия между полами. Несмотря на то, что подобные работы стали появляться еще несколько десятилетий назад, многие гендерные проблемы все еще оказываются нерешенными в практическом поле. В рамках работы выявлено четыре основных типа самопрезентации авиаброкеров. Но их применение может опираться не только на личные качества, установки и потребности, но и зависеть от условий среды. Если среда гендерно-маркирована, как в изучаемом случае, то в ней к самопрезентации предъявляются определенные требования. Тем не менее, предположение о том, что гендерно-маркированая среда вынуждает авиаброкеров в большей мере ориентироваться на проективный образ, не подтвердилась в данном исследовании. Опрос показал, что и мужчины, и женщины в равной степени учитывают требования профессии к самопрезентации, но не ставят ее на лидирующие позиции. Именно реальный и идеальный образы становятся основой для выбора типа самопрезентации авиаброкеров. Это означает, что, несмотря на распространенность гендерных стереотипов в бизнес-авиации, в реальной практической деятельности использование разнообразных стратегий поведения в ходе взаимодействия с клиентами считается преимуществом, а отхождение от канона мужчины-продажника уже не вызывает отторжения и вполне успешно применяется в профессиональной деятельности менеджерами обоего пола. Можно сделать вывод, что современные тенденции эгалитарности постепенно преодолевают влияние гендерных стереотипов в профессиональной среде. Исследование показало, что женщины в некоторых ситуациях ощущают необходимость поменять стратегии самопрезентации для выхода на равноправное взаимодействие с клиентом. Но мужчины из-за других факторов (возраст, внешние данные, недостаток опыта и т.д.) также могут оказаться в подобной ситуации. Тем не менее, в целом женщины чаще демонстрируют те цели, стратегии и типы самопрезентации, которые соответствуют их собственным представлениям об успешном и эффективном работнике. Полученные данные показывают, что гендерно-маркированная среда может по-разному оказывать влияние на самопрезентацию. Поэтому необходимо продолжать исследования в данном направлении, анализируя гендерные особенности самопрезентации в разнообразных профессиональных сферах для получения объективной картины.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ