• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности когнитивного аспекта Я-концепции у пациентов с афазией

ФИО студента: Бадьина Дарья Александровна

Руководитель: Скворцов Анатолий Анатольевич

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Консультативная психология. Персонология (Магистратура)

Год защиты: 2021

Настоящая работа посвящена изучению особенностей Я-концепции у пациентов с афазией. Предметом исследования является когнитивный аспект Я-концепции как способ осмысления себя пациентами с афазией. В работе представлен теоретический обзор и анализ подходов к изучению Я-концепции, афазии, а также связей мышления и речи. На основе проведенного анализа сделано предположение о том, что у пациентов с афазией будет нарушена целостность когнитивного аспекта Я-концепции по типу снижения уровня обобщения представлений о себе. Для проверки этого предположения было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие пациенты с афазией (сенсорной и эфферентной моторной), пациенты с поражением мозга, без афазии и здоровые респонденты без неврологических и психиатрических заболеваний. В ходе исследования респондентам предлагалось пройти тест Куна и Макпартленда «Кто я?» и далее классифицировать свои представления о себе. Основания классификации, выбранные респондентами, оценивались, исходя из их обобщенности. По результатам проведенного исследования было выявлено, что у пациентов с афазией значительно больше конкретно-ситуационных обобщений и обобщений по неясному основанию, чем в группах сравнения. Это может говорить о том, что пациенты с афазией связывают представления о себе не по общему основанию, а интуитивно или же на основе конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций, что подтверждает гипотезу о нарушении целостности когнитивного аспекта их Я-концепции по типу снижения уровня обобщения.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ