• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ оттока пользователей и корректировка маркетинговых кампаний на основе машинного обучения

ФИО студента: Городничева Анастасия Павловна

Руководитель: Зеленков Юрий Александрович

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Бизнес-информатика (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Современные технологии позволяют потребителям сравнивать разнообразие предложений поставщиков товаров и услуг. Клиенты могут без серьёзных издержек за несколько кликов сменить поставщика, что неблагоприятно сказывается на показателях компании, от которой клиент уходит. Это вынуждает компании внедрять программы управления оттоком и удержания клиентов. Целью работы является определение стратегии удержания в крупной российской компании сферы электронной коммерции с использованием результатов модели прогнозирования оттока. Объект исследования - отток клиентов в компании электронной коммерции, а предмет - формирование стратегии удержания клиентов. Задачи исследования включают в себя: - Описание текущего состояния рынка электронной коммерции в России. - Определение отличительных характеристик рынка электронной коммерции. - Формулирование проблемы оттока клиентов. - Обзор методов предиктивной аналитики оттока клиентов. - Обзор маркетинговых стратегий удержания клиентов. - Описание кейса компании электронной коммерции. - Поиск и предобработка данных. - Построение предиктивной модели и осуществление прогноза. - Интерпретация результатов прогнозирования. - Определение стратегии удержания на основе результатов прогнозирования. - Описание выводов исследования. Значимость настоящей работы объясняется тем, что во-первых, очень мало литературы по теме оттока клиентов или их удержания рассматривает сектор электронной коммерции, во-вторых, существующая литература по теме оттока клиентов в большей степени уделяет внимание разработке точных моделей прогнозирования, которые часто оказываются тяжеловесными, сложными и трудно интерпретируемыми (black box), в то время как бизнесу важна интерпретируемость и низкая ресурсоемкость, в-третьих, малая доля литературы рассматривает разработку стратегии как цель, исследователи пытаются разработать хорошую модель, но при этом не привязывают ее результаты к стратегиям удержания. Таким образом, настоящая работа попытается закрыть эти пробелы. Для достижения цели сопоставлены наиболее популярные модели прогнозирования оттока: логистическая регрессия, случайный лес и несколько реализаций градиентного бустинга. Полученный прогноз используется для определения факторов, влияющие на отток и разработки программу удержания клиентов. В результате выполнения поставленных задач удалось разработать прогноз оттока клиентов с помощью алгоритма XGBoost и определить портрет нелояльного клиента компании. Такой клиент давно пользуется услугами компании, однако совершает редкие единоразовые покупки на большую сумму. Подобный отток называют частичным, когда отношения клиента с компанией являются изменчивыми. Чтобы стимулировать клиентов покупать чаще, предлагается модифицировать программу лояльности, настроить рассылку для уведомления клиентов о новинках, предлагать бонусы или скидки клиентам при запуске новых сервисов и осваивать новые каналы коммуникации с молодой аудиторией.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ