• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобальное и локальное: феномен культур соучастия на примере русскоязычного кей-поп фандома

ФИО студента: Пушнова Анастасия Станиславовна

Руководитель: Колесник Александра Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Прикладные методы социального анализа рынков (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2021

Действия агентов, участвующих как в продвижении, так и в потреблении кей-попа, определяются на локальном уровне – их близостью к азиатской культуре и заинтересованностью к ней, развитостью фан-сообществ, поддержкой на государственном уровне (посредством проведения официальных культурных фестивале и других культурных мероприятий). Кроме того, «корейская волна» ставит под сомнение идею культурной глобализации исключительно посредством распространения западной и американской культуры и, таким образом, однонаправленность этого влияния (Sung, 2014). Растущее потребление кей-попа за пределами Южной Кореи, наравне с феноменом «Cool Japan» (официальная стратегия распространения популярной японской культуры), предлагает другую перспективу глобализации (Sung, 2014; Samutina, 2018). Если для Кореи и Японии халлю и Cool Japan являются официальными национальными стратегиями поддержания имиджа страны через культуру, то их глобальная распространённость представляется довольно парадоксальным феноменом ввиду культурных различий и языкового барьера. Несмотря на данные факторы, иностранная база фанатов халлю является впечатляющей по своему масштабу, в том числе и в России. Этот феномен не может не вызывать интереса и вопросов, часть из которых будут прояснены в работе: почему люди начинают потреблять корейскую культуру, что для этого делают культуры соучастия? Центральный исследовательский вопрос данной диссертации заключается в следующем: какими приёмами и методами русскоязычный кей-поп фандом формирует и транслирует знание о современной корейской культуре в целом и музыке в частности? Основная цель исследования заключается в том, чтобы ориентируясь на современные исследования культур соучастия, изучить приёмы трансфера и популяризации корейской культуры в русскоязычном кей-поп фандоме. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: - определить мотивации вступления в кей-поп фандом и «удержания» в нём; - выделить характерные для русскоязычного кей-поп фандома практики; - выяснить, каким образом в русскоязычном фандоме формируются знания о корейской культуре; - понять, какова роль культур соучастия в культурном механизме распространения кей-попа на российском рынке. Объектом исследования являются представители русскоязычного фандома, а предмет исследования – характерные и специфические для русскоязычного кей-поп фандома практики. Научную новизну исследования можно обозначить следующим образом: в отличие от многих исследований в контексте халлю, данное исследование концентрируется на конкретном музыкальном и культурном проявлении корейской волны - кей-попе и его русскоязычных фанатах. Более того, фокус исследования сосредоточен на деятельности фанатах – культурах соучастия, их особенностях, механизмах и практиках, благодаря которым знание о корейской культуре в целом и музыке в частности становится (обще)доступным. Научная значимость работы заключается в том, что в ней изучаются социальные и культурные механизмы адаптации современной корейской культуры, знания о кей-попе и специфике его потребления в рамках другой культуры и локальности (в России такое исследование предпринимается впервые именно в контексте кей-поп фандома). Практическая значимость заключается в следующем: работа вносит определённый вклад в социальное понимание культурного потребления и феномена распространения различных культурных практик и объектов. Дистрибуция и восприятие кей-попа, его роль в локальном культурном пространстве, культурное предложение локальным аудиториям может заметно отличаться в зависимости от характера этих аудиторий (например, в США и России) (Chin, Morimoto, 2013). В связи с этим важно изучение российской культурной и социальной специфики характера распространения и аудиторий кей-попа. В исследовании использовалась качественная методология, поскольку работа нацелена на изучение особенностей русскоязычного кей-поп фандома и феномена культур соучастия, а также культурных и социальных практик, сопряжённых с ним.

Текст работы (работа добавлена 20 мая 2021 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ