• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы, способствующие формированию лояльности у клиентов в экономике совместного потребления на примере индустрии краткосрочной аренды автомобилей Москвы

ФИО студента: Чугунова Александра Владимировна

Руководитель: Манин Александр Владимирович

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Маркетинг (Магистратура)

Год защиты: 2021

Экономика совместного потребления, как новая модель ведения бизнеса, набирает популярность и представляет собой альтернативу многим традиционным индустриям. Экономика России не является исключением: объем рынка услуг секторов с такой бизнес-моделью увеличился на 50% в 2019 г. по сравнению с 2018 г., а в 2020 г. впервые превысил уровень в 1 трлн. руб. (Макаренко, 2021). Одну из лидирующих позиций в экономике совместного потребления России занимает индустрия краткосрочной аренды автомобилей, или каршеринга, в особенности рынок Москвы. Помимо практической значимости работ, изучающих этот рынок, ввиду его значительных темпов роста и позиций на мировой арене, следует отметить, что вопрос формирования факторов лояльности является не полностью изученным: исследователи склонны фокусироваться на изучении драйверов спроса и демонстрировать противоречащие выводы при изучении лояльности. Поэтому целью данной магистерской диссертации является выявление факторов формирования лояльности пользователей в экономике совместного потребления, в частности в индустрии краткосрочной аренды автомобилей Москвы. На основе проведенного анализа маркетинговой литературы и работ по экономике совместного потребления была сформирована модель факторов лояльности, предполагающая прямое влияние пяти факторов («Качество услуги и доверие», «Личная полезность», «Экономические выгоды», «Социальная значимость», «Единство с брендом») и косвенное влияние этих пяти факторов через удовлетворенность. За основу оценки лояльности и удовлетворенности взяты методы Э.Пессемьера, В.Зейтхамл, К.Форнелла. Анкета, размещенная в группах «каршероводов» в социальной сети «ВКонтакте», позволила собрать ответы 181 респондента, пользовавшихся хотя бы раз московским каршерингом за последние 12 месяцев и попадающих в группу активных пользователей услуги. На основе проведенного моделирования структурными уравнениями были выявлены ключевые факторы удовлетворенности («Качество услуги и доверие», «Единство с брендом») и лояльности («Качество услуги и доверия», «Личная полезность», «Удовлетворенность»). Данную магистерскую работу выделяет доказанная значимость доверия и незначимость экономических выгод как факторов лояльности, а также значимость единства с брендом как фактора удовлетворенности. Выявленные факторы легли в основу рекомендаций компаниям рынка Москвы. В качестве базовой меры предлагается развивать уровень качества и доверия посредством поддержания состояния всех активов компании (автомобильный парк и приложение), коммуникации с пользователями и организации быстрой и качественной клиентской поддержки, в особенности в экстренных ситуациях с помощью чат-ботов. Рекомендации также включают меры по развитию чувства единства пользователей с брендом благодаря ведению корпоративных социальных сетей, развитию многоступенчатых программ лояльности, брендированным активностям. Кроме этого, предлагается компаниям индустрии осуществлять мероприятия по максимизации личной полезности пользователей путем улучшения текущего предложения и визионерских решений на перспективу (персонализация, альтернативные модели аренды, экосистемные продукты).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ