• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль цифровых технологий в трансформации музейного менеджмента (на примере ГМЗ Царицыно)

ФИО студента: Емельянова Юлия Александровна

Руководитель: Степанов Борис Евгеньевич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Социальный кризис, вызванный пандемией COVID-19, еще больше привлек внимание исследователей и общества к вопросам, связанным с переходом в цифровое пространство. Музей - одна основных культурных институций, которая за последний год претерпела наиболее активные преобразования. Современный музей сталкивается с вызовами современности и находит ответ во внедрении технологических проектов в музейную среду. В исследовании обращается внимание на то, как музей-заповедник «Царицыно» адаптируется к современной ситуации. Постановка проблемы этой работы - изучить, как цифровые проекты на самом деле меняют современный музей и музейный менеджмент. Обстоятельства, связанные с пандемией COVID-19, которая привела к беспрецедентной активности музея в цифровом пространстве, заставили многих российских и зарубежных исследователей взглянуть на эту проблему под новым углом и начать более интенсивно анализировать процессы, происходящие в цифровом пространстве музея. В подавляющем большинстве работ, связанных с оцифровкой музея, фигура посетителя выдвигается на первый план и становится объектом исследования, а сотрудник и внутренние процессы управления музеем остаются в тени. Западные ученые активно изучают вопросы оцифровки музейного пространства, цифрового наследия и методов управления музеями. Опыт российских музеев менее изучен, и большая часть работ, посвященная пониманию современного музейного пространства в России (включая цифровое пространство), публикуется в виде небольших статей и частных исследований. Это исследование ориентировано в первую очередь на музейных сотрудников, представителей музейного менеджмента, таких как администраторы, менеджеры, кураторы, создатели цифровых проектов, а также на анализ трансформаций музейных процессов. Работа основана на пересечении трех областей, среди которых музейные исследования, цифровые исследования и изучение стратегий управления музеями. Причина, по которой данное исследование основано на исследованиях музея-заповедника «Царицыно», заключается в том, что за последний год «Царицыно» совершило большой скачок в расширении своего присутствия в Интернет-пространстве. Несмотря на то, что он имеет статус одного из важнейших и крупнейших музеев Москвы, он еще не так активно заявлял о своем присутствии в цифровом пространстве. Основными источниками исследований являются: 1. Серия глубинных интервью с представителями руководства, техническими специалистами, администраторами и хранителями музея «Царицыно». 2. Цифровые проекты, которые в основном реализовывались в «Царицыно» за последний год (март 2020 г. - март 2021 г.). 3. Исследовательские материалы с конференций, открытых дискуссий и из презентаций. Результаты работы - цифровизация, компьютеризация и цифровые проекты в современном музейном пространстве имеют неоднозначные и противоречивые результаты. Дело в том, что они, с одной стороны, несут в себе большое количество положительных эффектов. Такие, как, например, расширение аудитории музея, возможность взаимодействия с посетителями в сложные времена, когда музей вынужден закрываться, расширение опыта посетителей от посещения музея, возможность общения с людьми с ограниченными возможностями. Но в то же время цифровые проекты несут с собой скрытые угрозы: проблема в увеличении количества задач на одного сотрудника, требования к цифровой грамотности сотрудников, усложнение взаимодействия с более «консервативными» аудиториями, высокая стоимость технологий, снижение важности физического присутствия. Поэтому одна из важнейших задач современного музея — это умение оставаться в границах использования технологий, когда они приносят пользу, а не вред.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ