• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Применение моделей глубокого обучения, учитывающих структурную лингвистическую информацию, в задачах анализа текстовых данных

ФИО студента: Чернявский Александр Сергеевич

Руководитель: Ильвовский Дмитрий Алексеевич

Кампус/факультет: Факультет компьютерных наук

Программа: Науки о данных (Магистратура)

Год защиты: 2021

В данной работе предложены способы интеграции лингвистической структурной информации в современные нейросетевые подходы, решающие задачи классификации и генерации текстов. Мы предлагаем комбинацию GCN и RSTRecNN моделей для одновременного кодирования семантики, синтаксиса, отношений кореференций и дискурса при решении задач категоризации. Эксперименты представлены для трех популярных бенчмарков, и во всех случаях результаты базовой RSTRecNN модели были улучшены. Кроме того, мы приводим анализ важности использования корректных лингвистических структур. Современные подходы к NLG на основе моделей-трансформеров, такие как GPT-2, позволяют генерировать синтаксически связные оригинальные тексты. Однако эти тексты имеют существенный недостаток: несогласованность дискурсивной структуры. В данной работе предлагается метод оценки качества дискурса, и эксперименты показывают, что дискурсивная структура в текущих генерируемых текстах часто является ошибочной. Мы предлагаем направления для ее исправления при помощи дообучения модели на текстах, содержащих дополнительные дискурсивные маркеры. Кроме того, в работе предлагается пайплайн, состоящий из двух нейросетевых генерирующих моделей, позволяющий планировать высокоуровневую дискурсивную структуру, и представлены его предварительные результаты.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ