• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вопросительные и восклицательные предложения с несколькими местоимениями в русском языке: экспериментальное исследование грамматичности и приемлемости интерпретаций

ФИО студента: Сигдел Элина Сушиловна

Руководитель: Зевахина Наталья Александровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

На данный момент клаузы с несколькими местоимениями в большинстве случаев рассматриваются с точки зрения синтаксиса и прагматики. Им посвящено большое количество теоретических работ, и чаще всего в центре внимания исследователей оказываются вопросительные конструкции с 1 или 2 местоимениями и, в дополнение, интерпретации таких клауз в разных языках. Анализ вопросительных клауз для русского языка, проведенный К. Казениным, К. Рудин и др., показал, что грамматичной оказывается лишь часть конструкций с несколькими местоимениями. В основном грамматичными конструкциями считаются те, в которых оба местоимения выносятся на левую периферию, а те клаузы, в которых выносится влево только одно местоимение, оказываются неграмматичными. Такие подходы оказались спорными, и А. Степанов и Т. Скотт предложили новый: часть конструкций, в которых местоимение смещается влево, а другое - остается в позиции in-situ, могут быть грамматичными. Предложенные В. Грибановой, Л. Гребеневой и Н. Рожиной подходы относительно интерпретаций таких конструкций с несколькими местоимениями заключались в том, что синтаксическая структура будет ограничивать употребление множественной интерпретации в предложении с сочинением, в то время как единичная интерпретация менее превалирует в предложении без сочинения. Дополнительно, такие подходы предполагают анализ иерархии синтаксических ролей, которая может делать предложение более или менее грамматичным. Таким образом, настоящее исследование представляет собой новое восприятие феномена не только грамматичности клауз с несколькими местоимениями, но и их интерпретирования для русского языка, которое достигалось путем создания двух экспериментальных исследований с учетом проведенного статистического анализа в зависимости от 3 параметров для изучения единичных и множественных интерпретаций: типа предложения (вопросительные/восклицательные клаузы), наличия/отсутствия сочинительного союза между местоимениями, порядка местоимений в предложении, - и одного параметра для изучения грамматичности: позиция местоимяения в in-situ. В результате, клаузы с местоимением в позиции in-situ оказались полуграмматичными, а также было установлено, что вопросительные клаузы оказываются более грамматичными, чем восклицательные, и что клаузы с сочинением являются более грамматичными, чем клаузы, в которых сочинение отсутствует. В то же время, при анализе интерпретаций клауз удалось зафиксировать, что множественные интерпретации оказываются превалирующими как для вопросительных, так и для восклицательных клауз с единичными и множественными интерпретациями. Подобный результат свидетельствует о том, что носители русского языка склоняются к множественным интерпретациям. Более того, эффект иерархии синтаксических ролей оказался незначимым ни для вопросов, ни для восклицаний вне зависимости от типа интерпретации.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ