• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отношения между школьным буллингом и моральным отчуждением ответственности: модерирующий эффект учительской агрессии

ФИО студента: Белорукова Линара Михайловна

Руководитель: Титкова Вера Викторовна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология и социальная информатика (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Роль учителей в формировании школьного климата неоспорима. Дети проводят большую часть своего времени в школе, общаясь с учителями. В процессе обучения и воспитания учителя могут влиять на представления детей о морали и поведение учеников, и, в частности, на ситуации буллинга. Целью работы было изучение взаимосвязи между учительской агрессией в классе, отчуждением моральной ответственности и распространенностью издевательств среди учащихся. Эмпирическая база состояла из результатов опроса 4417 учеников 6-х классов школ Калужской области. Многоуровневый регрессионный анализ показал, что воспринимаемая учеником учительская агрессия и то, насколько агрессивный считается учитель в классе были значимо и положительно связаны с отчуждением моральной ответственности у школьников. Также, было выявлено, что уровень отчуждения моральной ответственности и агрессивность учителя, воспринимаемая классом значимо и положительно связаны с распространённостью буллинга среди учащихся. Эффект учительской агрессии для буллинга был сильнее, чем эффект отчуждения моральной ответственности. Эти результаты соотносятся с теорией социальных доменов, которая объясняет убеждения и поведение детей через взаимодействие со взрослыми, и социально-когнитивной теорией, которая предполагает, что убеждения детей о морали влияют на их поведение.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ