• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предсказание функциональный участков генома используя методы глубинного обучения

ФИО студента: Бекназаров Назар Сохибжонович

Руководитель: Попцова Мария Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет компьютерных наук

Программа: Анализ данных в биологии и медицине (Магистратура)

Год защиты: 2021

Использование больших наборов данных и методов машинного обучения показывают выдающиеся результаты в задачах биоинформатики. Ранее разработанный и опубликованный нами подход DeepZ показал высокую предиктивную способность в задаче предсказания регионов Z-ДНК для генома человека. В данной работе подход DeepZ был перенесен на геном мыши. Для обучения модели были использованы полногеномные эксперименты ChIP-seq, предсказывающие участки образования Z-ДНК в геноме мыши при различных клеточных условиях. В качестве омиксных данных были использованы агрегированные результаты более чем 60000 полногеномных экспериментов. Для выбора наилучшей модели были протестированы различные архитектуры сверточных, рекурентных и гибридных моделей. Наилучшей моделью из семейства архитектур RNN была сгенерирована полногеномная разметка участков Z-ДНК в геноме мыши, а также получены статистически надежные результаты по интерпретации моделей. Результаты интерпретации моделей показывают уже известные зависимости между Z-ДНК и эпигенетическими маркерами, но так же открывают ранее неизвестные зависимости. В целом предложен метод интерпретации, способный работать для широкого класса задач по определению взаимосвязи эпигенетического и регуляторного кода с исследуемыми функциональными элементами.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ