• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сложение и эволюция основных мифологических сюжетов в рельефах римских саркофагов II века н.э.

ФИО студента: Янчогло Дмитрий Константинович

Руководитель: Зинченко Софья Анатольевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История искусств (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Несмотря на то, что римские саркофаги хорошо изучены, в академической среде происходит постоянное переосмысление данного типа памятников. Саркофаги – образец искусства, созданного для элиты римского общества. Они маркировали высокий социальный статус и состоятельность заказчика, а также его финансовую успешность, ведь изготовление саркофага обходилось в сумму, равную зарплате офицера высокого ранга . Эпиграфический материал показал, что похороненные в саркофагах принадлежали к различным социальным категориям, от богатых вольноотпущенников до сенаторов , что говорит о престижности саркофага, о том, что данный памятник маркировал принадлежность покойника и его семьи к элите общества. Появление нового типа скульптурного произведения, каким является саркофаг, всегда сопряжено с поиском формальных и иконографических решений, которые будут соотносимы с функционалом памятника, причем как буквальным – сохранение тела, так и символическим, обусловленным римской ритуальной традицией, модой, культурными кодами антониновской эпохи. Мифологические саркофаги характеризуются попыткой изобразить развернутое повествование, которое помимо нарративных функций обязано содержать ряд знаков, толкование которых будет соотносится не только и не столько с изображенными сценами, но и с мемориальной культурой. Объектом исследования являются мифологические рельефы римских саркофагов II века н.э. Предметом изучения служат процессы сложения, а также трансформации тех мифологических сюжетов, которые стали наиболее используемыми в оформлении римских саркофагов в рассматриваемый период. Основная гипотеза исследования предполагает, что производители саркофагов обращались к широкому спектру визуальных и текстовых источников, которые помимо заложенных в них самих пластических и семантических решений меняются исходя из специфики формата саркофага, а также исходя из современных формальных тенденций, которые меняются в скульптуре на протяжении всего II века. Саркофаг транслирует множество идей, на которых базировалось римское сознание: он может не только показать возможные ролевые модели в обществе, репрезентировать философские ценности, религиозные представления, а также строить самостоятельный нарратив, за счет иконографических и формальных решений, которыми и «рассказывается» сюжет, становясь не столько визуализацией текста, но скорее текстом, существующим в скульптуре, «ut pictura poesis». Первая глава содержит краткую характеристику культуры II века, а также тому как мифологические сюжеты воспринимались в это время. Вторая глава работы содержит обзор и анализ саркофагов, разделенных на группы в соответствии с изображенными сюжетами. Помимо разделения памятников, основанного на их иконографии, к ним будут подобраны предполагаемые визуальные источники, а также дана гипотетическая последовательность изготовления произведений, что позволить увидеть трансформацию сюжетов в течении II века. Третья глава будет содержать кратное описание рецепции мифологических саркофагов в III веке, времени, когда стилистика и иконография сюжетов потерпит значительные изменения. В приложении даны сводные таблицы по каждому из сюжетов, а также текст, посвященный популярным бессюжетным композициям II-III вв.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ