• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурентные стратегии российских ресторанов в условиях COVID 19

ФИО студента: Стогниенко Александр Сергеевич

Руководитель: Предводителева Марина Дмитриевна

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Управление бизнесом (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Пандемия COVID-19, ставшая по-настоящему главным событием 2020 года, колоссально повлияла на весь мир. Не готовы к пандемии оказались и предприниматели, в особенности рестораторы по всему миру. Пандемия COVID-19, а также связанные с ней различные изменения в привычном укладе жизни людей, в том числе законодательные изменения и ограничения сильно ударили по рынку российского общественного питания. В качестве объекта исследовательской работы были выбраны московские демократичные рестораны формата casual dining, расположенные вблизи метро Менделеевская на Новослободской и Сущёвской улицах. Цель работы: выявить, какие изменения произошли в отрасли за период пандемии, как это повлияло на сегмент демократичных ресторанов casual dining, как на эти изменения отреагировали рестораторы, как изменились конкурентные стратегии в соответствии с новыми реалиями, применительно к выбранному ресторанному кластеру и какие факторы влияния наиболее значимы, по мнению представителей отрасли. Методы сбора данных: использование научной литературы, в том числе книг по стратегическому менеджменту, а также статей в академических журналах, анализ электронных статей о новостях отрасли, изучение нормативно-правовых актов и изменений в них, касающихся ресторанного бизнеса, анализ статистических данных, построение карты стратегических групп конкурентов, проведение анализа макро и микросреды, проведение качественных интервью с представителями отрасли из выбранного ресторанного кластера. С точки зрения политических внешней среды наиболее значимыми факторами оказались введение режима обязательной самоизоляции в России в апреле-июне 2020, а также запрет в меньшей степени на работу ресторанов в Москве в ноябре-январе 2020-2021 и многочисленные санитарно-эпидемиологические меры и ограничения. Среди экономических факторов наиболее значительным оказалось снижение посещений ресторанов, а также общий экономический кризис, снижение реальных доходов населения. Наибольшее влияние среди факторов микросреды влияют власть потребителей и снижения потребительского потока в рестораны, чуть меньшее, но также значительное влияние оказывают проникновение на рынок новых профильных конкурентов, а также потенциальных конкурентов с товарами-субститутами. По итогам проведённых исследований был сделан вывод, что преобладающими стратегиями в отрасли общественного питания в сегменте ресторанов являются стратегия дифференциации, для привлечения и расширения лояльной базы аудитории, а также стратегия лидерства по издержкам. Причём стратегия дифференциации направлена в первую очередь на услугу - сервис, качество обслуживания, интересная концепция и максимальный комфорт посетителей, в связи с ростом конкурентов с товарами-субститутами в виде доставки еды. Стратегия лидерства по издержкам в первую очередь направлена на оптимизацию бизнес-процессов, без ущерба качеству продукции и сервиса. Также многие ориентировались на стратегию оптимизации показателя «цена-качество».

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ