• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Повышение эффективности процессов ВУЗа в цифровом контексте (на примере библиотеки ВШЭ)

ФИО студента: Немкевич Максим Андреевич

Руководитель: Болтрукевич Вячеслав Евгеньевич

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Управление бизнесом (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

В последнее время популярность темы цифровой трансформации компаний растет: менеджеры задаются вопросом, как применить преимущества цифровой трансформации и другие подходы для оптимизации своей деятельности и снижения издержек. Увеличивается количество автоматизированных процессов и электронных документов. Например, все больше форм отчетности подается в электронном виде: некоторые организации участвуют в эксперименте по электронному кадровому документообороту, проводимому Министерством труда и социальной защиты РФ. Организации, переживающие цифровизацию и цифровую трансформацию, получают операционную эффективность и другие преимущества, такие как более быстрое принятие решений (Heilig, 2017). Процессы цифровой трансформации и реструктуризации ускорились под влиянием COVID-19. Эмпирически подтверждено, что компании, которые включают цифровую трансформацию в свои стратегии развития, демонстрируют более высокую операционную эффективность (Hess, T., 2016). Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в настоящее время находится в процессе проведения цифровизации внутренних процессов. Так, в январе 2021 год университет ввел систему электронного документооборота и за счет данного внедрения повысил эффективность своих подразделений. Однако остается еще большое количество процессов, как связанных непосредственно с обучением студентов, так и обеспечивающих его, которые предстоит подвергнуть процессу цифровой трансформации. Одним из важных внутренних процессов, не переведенных в цифровой формат является получение учащимися читательского билета и дальнейшее пользование библиотекой НИУ ВШЭ. Цифровизация бизнес-процессов, помимо повышения операционной эффективности, является неотъемлемой часть ответственного ведения бизнеса и корпоративной стратегии по достижению соответствия Целям устойчивого развития ООН. НИУ ВШЭ в качестве своей третьей миссии формулирует представление университета как интеллектуальной корпорации, понимающей и берущей на себя ответственность за то, какой вклад она вносит в развитие территорий своего присутствия, а также окружающей среды в целом. В рамках данной миссии НИУ ВШЭ активно занимается реализацией инициатив, направленных на борьбу с экологическим кризисом и минимизацией негативного влияния на экологию. В данном исследовании рассматривается проблема низкой эффективности процесса получения читательского билета учащимися в НИУ ВШЭ ввиду отсутствия цифровизации данного процесса. Актуальность данной проблемы обосновывается предыдущими научными исследованиями, доказавшими положительное влияние цифровизации на бизнес-процессы, а также значимостью цифровизации для НИУ ВШЭ в контексте выполнения третьей миссии университета. Цель исследования – разработать проект по внедрению системы электронного читательского билета в НИУ ВШЭ. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу, связанную с цифровой трансформацией процессов, моделированием и оптимизацией бизнес-процессов. 2. Проанализировать текущий процесс выдачи читательского билета в НИУ ВШЭ, определить его элементы. 3. Провести экспертное интервью с сотрудниками ВУЗа с целью определить узкие места в текущем процессе выдачи читательского билета 4. Определить методы, которые могут повысить эффективность анализируемого процесса. 5. Определить показатели эффективности анализируемого процесса. 6. Провести реинжиниринг процесса выдачи читательского билета в ВУЗе с применением к нему цифровизации 7. Проанализировать результаты внедрения оптимизации бизнес-процесса, рассчитав экономический эффект от предложенного способа оптимизации анализируемого процесса 8. Разработать рекомендации по дальнейшей оптимизации бизнес-процессов в НИУ ВШЭ в цифровом контексте на основе эмпирических данных и систематического обзора литературы. Таким образом, объектом данного исследования является – Библиотека НИУ ВШЭ как функциональное подразделение ВУЗа, предметом исследования – процессы, связанные с деятельностью библиотеки НИУ ВШЭ. Работа включает три основных раздела. В первой главе рассматриваются теоретические основы управления бизнес-процессами, применения цифровизации для их оптимизации, а также описываются особенности процессов в ВУЗе. Во второй главе приведено описание проекта по реинженирингу процесса выдачи читательского билета, а в третьей представлены разработанные рекомендации по дальнейшему применению цифровизации для повышения эффективности процессов в ВУЗе.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ