• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование связи характеристик родительского поведения и социально-эмоциональных навыков подростков

ФИО студента: Хиль Юлия Сергеевна

Руководитель: Куликова (Пономарева) Алена Александровна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Измерения в психологии и образовании (Магистратура)

Год защиты: 2021

Современный мир предъявляет новые требования к личности, социальные и эмоциональные навыки (СЭН) становятся более значимыми, определяя собой различные аспекты благополучия. Данная работа посвящена установлению связи характеристик родительского поведения с социально-эмоциональными навыками управления эмоций у подростков в возрасте 15-16 лет. Исследование опиралось на теоретическую модель «Большой пятёрки». В рамка данной модели, управление эмоциями может быть описано через следующие навыки: оптимизм, стрессоустойчивость и эмоциональный контроль. Родительское поведение в нашем исследовании представлено через такие характеристики, как: умение слушать и понимать подростка, проявление жестокости и строгости, а также через частоту поощрения позитивного поведения подростка. Выборка составила 2056 диад родитель-подросток, участвовавших в исследовании SSES-2019 (Study of Social and Emotional Skills). В исследовании использованы следующие методы: факторный, психометрический, корреляционный и регрессионный анализы. Результатом работы является две разработанные шкалы поведения родителей, обладающие хорошими психометрическими показателями, а также два индекса позитивных характеристик матери и отца. Результаты анализа подтверждают, что позитивные характеристики родителей положительно, а негативные характеристики и поощрение отрицательно сказываются на развитии навыков управления эмоциями у подростков 15-16 лет. Полученные шкалы могут в дальнейшем использоваться в исследовательских целях, а результаты анализа будут полезны, как для специалистов, работающих с внутрисемейными взаимоотношениями, так и для разработки практических рекомендаций для родителей подростков.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ