• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дискурс женской карьеры: медийная репрезентация (на базе журнала Форбс)

ФИО студента: Щербакова Дарья Александровна

Руководитель: Рождественская Елена Юрьевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Данное исследование посвящено представлению карьеры женщин в деловом журнале Forbes. Существуют наиболее распространенные модели жизненной траектории российских женщин: ориентация на домашнюю работу или частную сферу; ориентация на карьеру или общественную сферу. Кроме того, женщины пытаются использовать концепцию баланса между работой и личной жизнью, сочетая профессиональную занятость и домашние обязанности. Эти стратегии подкреплены гендерными контрактами, из которых “работающая мать” является наиболее распространенным. Лишь немногие женщины достигают руководящих должностей из-за гендерной предвзятости при оценке работы. Сам бизнес считается мужской сферой, где женщины не могут работать. СМИ играют решающую роль в выборе моделей карьерного успеха, в интерпретации факторов, ведущих к успеху, и в создании смыслов, которые легитимируют этот успех. Репрезентации в средствах массовой информации обычно осуществляются через гендерные стереотипы, которые разделяют людей по полу и наделяют их определенными характеристиками. Другими словами, средства массовой информации распространяют определенные ожидания, связанные с полом. Медийные дискурсы и образы передают идею о том, что женщины должны демонстрировать мужественные личностные характеристики и демонстрировать мужское поведение, подавляя женские черты. К женщинам предъявляются определенные критерии, заставляющие их соответствовать образу карьеристки, стремящейся быть лучше мужчин. Следовательно, показываемые в СМИ репрезентации в профессиональном и семейном дискурсах формируют некий барьер для построения карьеры для женщин (представления о возможностях, участниках, ограничениях). Цель работы заключается в анализе публикаций Forbes для описания критериев успеха, репрезентируемых медиа для оценки карьеры женщин. Теоретическим объектом исследования выступают критерии успеха, выдвигаемые журналом Forbes для оценки женской карьеры в бизнесе и на руководящих должностях, соответственно, эмпирический объект исследования – публикации Forbes, включая оцифрованные печатные статьи на сайте. Предметом исследования является медийная репрезентация критериев успеха для оценки женской карьеры в журнале Forbes. Исследование проведено в качественном дизайне с использованием дискурс-анализа 12 публикаций журнала Forbes. В работе автор старается ответить на вопросы: Женский успех оценивается по модели мужского? Какая цена женского успеха? Затрагивает ли проблема баланса жизни и труда оба пола одинаково? Как медиа оценивают проблему недопредставленности женщин? Профессионализм имеет женское измерение? Несмотря на гендерно-либеральную повестку, Forbes показывает недоступность бизнеса для женщин. Чтобы добиться делового успеха они должны идти на жертвы в виде семьи и женственности, копируя мужской стиль поведения. Действительно, успех бизнесвуман оценивается по модели мужского, а профессионализм не является гендерно-нейтральной категорией, а ассоциируется с маскулинностью.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ