• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы выбора органических продуктов питания в России

ФИО студента: Мартынова Ирина Андреевна

Руководитель: Ибрагимова Диляра Ханифовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

В российском ритейл пространстве набирает популярность сегмент органических продуктов питания. При этом, несмотря на вступивший в силу год назад закон об официальной маркировке, едва ли можно говорить о существования у потребителя понимания, какой продукт действительно является органическим, а какой нет, по ряду причин. При этом, как подчеркивают некоторые эксперты, в среднем по рынку стоимость органических продуктов питания выше, чем у их традиционных альтернатив. В рамках данного исследования видится интересным понять, какие факторы склоняют потребителей переплачивать за продукцию с пометками “органик”, несмотря на существовании более дешевых альтернатив. Отметим, что изучение факторов потребления данных продуктов питания в нашей работе производится не с маркетинговой целью, прежде всего для нас представляет интерес обозначить взаимосвязь социально-обусловленных установок индивида и его структуры потребления. Для выявления факторов, влияющих на потребление органических продуктов питания в качестве эмпирической базы использовались данные повторяющегося исследования “Типология потребителя” в рамках проекта Омнибус, собранные маркетинговым агентством ГфК-Русь. В качестве основного метода анализа данных использовалась бинарная логистическая регрессия, где зависимой переменной был факт покупки органических продуктов питания, а предикторами - социально-демографические характеристики потребителя, его склонность к заботе о здоровье и заботе об окружающей среде. После проведения количественного анализа было дополнительно проведено несколько фокусированных полуструктурированных интервью с потребителями органических продуктов питания. Это было необходимо для понимания того, что именно российские потребители подразумевают под термином «органические продукты питания» и как идентифицируют их при покупке в условиях плохо функционирующего института официальной маркировки продукции. В рамках исследования удалось выяснить, что потребление органических продуктов питания в России оказалось положительно связано с такими факторами как возраст, склонность к заботе о здоровье, склонность к заботе об окружающей среде, факт нахождения в браке или совместное проживание с партнером, а также проживанием в маленьком городе (с населением менее 100 тыс. чел). При этом такие факторы как уровень дохода, уровень образования, женский пол и наличие детей, которые являлись значимыми в изученных эмпирических работах, посвященных потреблению органических продуктов питания в других странах, на нашей базе оказались незначимыми. В ходе качественного этапа работы было установлено что потребители, с которыми было проведено интервью, в целом имеют правильное представление о принципах органического производства, но из-за того, что их знания не являются полными, продукту не обязательно соответствовать всем законодательно обозначенным критериям «органичности», чтобы считаться таковым в глазах покупателя. Кроме того, в ходе интервью обнаружилось, что потребители, не имея возможности использовать эко-маркировку как формальный критерий «органичности» продукта прибегают к таким альтернативным критериям, как состав, упаковка, уровень цены или место, где был приобретен товар.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ