• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интеграция голосовых помощников в сценарии домашнего взаимодействия

ФИО студента: Давыдова Александра Михайловна

Руководитель: Глазков Константин Павлович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Технология голосовых помощников набирает популярность среди пользователей: на рынке появляются новые "игроки", а масштабы использования технологии расширяются. Пространство, где они используются чаще всего, - это дом. Однако, как происходит интеграция нового участника в домашнее пространство, остается малоизученным. Домашняя среда в данном контексте рассматривается как система рутинизированных действий и практик, которые развиваются с течением времени. Включение голосового помощника в данную систему может привести к ее трансформации и дополнению. Целью данного исследования является выявление особенностей построения взаимодействия "пользователь - голосовой помощник" в контексте восприятия технологии и практик использования в ситуации домашнего взаимодействия. Чтобы определить, как происходит встраивание голосовых помощников в сценарии домашнего использования, была проведена серия полуструктурированных интервью и наблюдений с пользователями технологии. Выборка исследования двухступенчатая: первый этап - онлайн-опрос, который проводился с целью набора участников для второго этапа – интервьюирования и наблюдения. Отбор участников для второго этапа осуществлялся по социально-демографическим характеристикам, а также по критериям пользовательского опыта. Результаты показали, что голосовой помощник в доме может выполнять разные роли, которые отражают специфику функционального и коллективного использования. Устройство полноценно интегрируется как в жизнь отдельных пользователей, подстраиваясь к ритму жизни, так и в локальный домашний порядок, трансформируясь в элемент его поддержания. Однако помощник может быть как сильно интегрирован посредством реализации роли «домашнего очага» и принципов контроля, так и слабо интегрирован в домашнюю обстановку, например при реализации роли «игрушки».

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ