• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вынужденный переход учителей к удалённой работе: особенности и последствия

ФИО студента: Кобзева Мария Сергеевна

Руководитель: Стрельникова Анна Владимировна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Во время пандемии Covid-19 учителя были вынуждены вести уроки удаленно, что для них стало значительной трудностью. Это обуславливается тем, что преподавание в России находится на стадии инструментальной модернизации, то есть процесса внедрение цифровых средств в традиционный подход к обучению. Кроме того, для учителей характерно нарушение баланса работы и личной жизни в связи с наличием ненормированного рабочего графика. Исследования других профессиональных групп показали, что во время пандемии увеличилась интеграция и проницаемость между работой и домом. Такие последствия перехода на удаленный формат работы также могут быть актуальны для школьных преподавателей. Более того, в исследованиях зарубежных авторов, посвященных экстренному переходу школьных учителей к дистанционному формату работы, выделяется два подхода к адаптации: избегание и преодоление. Однако подобные работы российских авторов еще не были опубликованы, что также делает проблему нашей работы актуальной. Таким образом, основная цель данного исследования состояла в том, чтобы изучить, как учителя адаптировались к изменениям в связи с резким переходом к удаленному формату работы, и к каким последствиям привел данный переход. Для достижения данной цели было были проведены получтруктурированные интервью с школьными учителя 5-11 классов Москвы и Московской области. Они были направлены на выявление ключевых аспектов трудовой рутины школьных учителей, их субъективного восприятия преподавания, признаков нарушения work-life баланса, особенностей адаптации школьных учителей к удаленному формату работы, а также эмоционального фона во время дистанционного преподавания. По результатам проведенного анализа можно сказать, что до пандемии в практике учителей превалировал традиционный подход к преподаванию. Инновационные технологии используются в качестве способа реализации таких же целей, что и в классическом преподавании. Переход на дистанционный формат работы сделал для учителей доступным большое количество электронных ресурсов. Кроме того, изменился формат взаимодействия с учениками. Другими ключевыми проблемами стали рост объема проверяемых работ и увеличение длительности самой проверки, организация урока и вовлечение учеников в процесс. Неожиданным результатом стало то, что большинство информантов не стали применять после выхода на очный формат обучения все те технологии, которые были задействованы на дистанционном формате, или они использовались не на постоянной основе. Кроме того, наш анализ показал, что еще до пандемии для учительской профессии был характерен ненормированный график работы и интеграция работы и личной жизни, о чем также говорился в более ранних исследованиях различных авторов. Что подтверждает данные проведенных ранее исследований. В период пандемии нарушение work-life баланса только усилилось, так как, по мнению большинства информантов, объем работы в период пандемии увеличился, что влияло и на длительность рабочего дня. Однако на отношения с близкими это не влияло. В данной работе мы также постарались выделить некоторую типологию, опираясь на способы проведения уроков удаленно: цифровой тип, псевдоцифровой тип и смешанный тип. Самочувствие учителей и их эмоциональное состояние в целом имели негативную окраску, независимо от того какой способ адаптации к дистанционной работе использовал учитель. Кроме того, плохое самочувствие наблюдалось у информантов, имеющих нейтрально-позитивное отношение к дистанционному образованию.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ