• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

UX-методология в социологии: изучение влияния дизайна онлайн-опроса на данные

ФИО студента: Чижова Дарья Александровна

Руководитель: Бызов Александр Александрович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Онлайн-опросы и онлайн-эксперименты становятся актуальной практикой проведения социологических исследований в России, однако легитимность использования этого способа сбора данных все еще остается под вопросом из-за своих недостатков, связанных с различными ошибками измерения и нерепрезентативностью выборки. Ряд исследований показывает, что дизайн онлайн-опроса может влиять на восприятие и поведение респондентов, что впоследствии может отражаться на данных. Так как проведение онлайн-опросов подразумевает, что респонденты используют компьютерные или мобильные устройства для ответов на вопросы, изучение способов повышения качества данных должно проходить в рамках области изучения взаимодействия человека с компьютером и затрагивать такие концепты, как пользовательский интерфейс и удобство взаимодействия. Эти концепты широко используются в UX-исследованиях, которые, однако, имеют слабую связь с академической средой. Данная работа представляет собой попытку провести методологическое исследование с использованием одного из методов UX – юзабилити-тестирования – и показать его практическое применение для изучения влияние дизайна онлайн-опроса на данные. Помимо юзабилити-тестирования в рамках исследования был проведен факторный эксперимент, оценивающий влияние формата представления вопросов с оценочными шкалами в анкете, а также добавление цветного изображения на данные. Результаты исследования показали, что представление ряда вопросов с оценочными шкалами в виде списка в онлайн-опросе предпочтительнее, чем в виде таблицы. Несмотря на то, что формат в целом не влияет на средние оценки удобства и сложности среди всех респондентов, он представляется значимым для группы людей, проходящих опрос через мобильный телефон. Выбор в пользу формата списка подкрепляется данными о меньшей доли неответов среди тех, кто проходит опрос через мобильные устройства и снижением когнитивной нагрузки, связанной с отсутствием необходимости вспоминать варианты ответов для каждого суждения. Какого-либо эффекта от добавления изображения в анкету выявлено не было. Данные, полученные с помощью юзабилити-тестирования, согласуются с результатами факторного эксперимента и при этом позволяют взглянуть на существующие проблемы инструментария под другим углом – с точки зрения пользовательского опыта. Таким образом, можно говорить о практической значимости применения методов UX в методологических исследованиях.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ