• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Переезд молодых учителей из больших городов в деревню: кейс программы "Учитель для России"

ФИО студента: Садеков Марат Халитович

Руководитель: Хавенсон Татьяна Евгеньевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Школьный учитель играет значительную роль в формировании личности ученика и его социализации. Применяемые педагогом методы и средства, а также характер взаимодействия с ребенком может серьезно повлиять на его будущую жизнь. В связи с этим многие часто говорят об особом назначении школьного учителя, почему и растут общественные и юридические требования к представителям данной профессии. Вопрос качества подготовки преподавателей в вузах становится всё более важным. Вместе с тем появляются новые возможности и проекты, обеспечивающие альтернативный вход в профессию школьного учителя и направленные на решение проблем, с которыми сталкиваются молодые педагоги. Одним из таких проектов является «Учитель для России», кейс которого будет проанализирован в данной работе. По статистике чуть ли не половина российских молодых педагогов уходят из школы в первые два года работы (Ильина, Логинова, 2019). Кто-то считает, что это нормальный процесс отсеивания тех, кто не смог бы работать учителем в школе (Каспржак, 2013). Тем не менее, большинство исследователей пишут о кадровой проблеме в школе, тем более, что в связи с большим оттоком молодых учителей возникает опасность устаревания кадров, что может обусловить консервацию многих школ (Буланова, 2016). Замедление привлечения молодых кадров в российские школы зафиксировало и международное исследование TALIS-2018. Ситуация осложняется не только тем, что преподавательский состав не обновляется, но и в дефиците учителей, в целом. Эксперты Общероссийского народного фронта провели опрос и выявили, что около половины учителей сообщают о дефиците кадров в школах. За 2019 год доля таких преподавателей только выросла. В итоге, школьная система самовоспроизводится, сужается потенциал для позитивных изменений и инноваций из-за невозможности разнообразить имеющиеся теории и практики в преподавании. Поэтому, вопрос улучшения кадровой ситуации в системе школьного образования за счет привлечения молодых специалистов и удержания их в профессии требует научной рефлексии и новых практических идей. Таким образом, сам этап вхождения в профессию школьного учителя становится важным сюжетом в общем деле развития школьного образования. Первоначальная профессиональная и методическая поддержка, развитие личностных качеств и адекватные представления о будущей профессии необходимы для поддержания позитивной профессиональной идентичности и преодоления кадрового тупика. Именно на это направлена созданная в 2015 году программа «Учитель для России» (УДР), предлагающая альтернативный вход в профессию школьного учителя для талантливых выпусников вузов и профессионалов из разных сфер. Молодые специалисты после прохождения интенсивной летней подготовки на 2 года переезжают в небольшой город или посёлок, где преподают в одной из местных школ. Программа ставит цель выровнять образовательные возможности для школьников в разных регионах страны, где особенно остро ощущается кадровая проблема среди педагогов. Сооснователь программы Алёна Маркович говорит, что программа, в частности, стремится запустить ребрендинг профессии школьного учителя, обеспечить не только благородность, но и престижность данного занятия, так как для многих профессия школьного учителя обладает крайне низким статусом. Опыт «учителей для России» будет рассмотрен в данной работе как уникальный кейс альтернативной профессиональной социализации школьного учителя. В данной работе мы рассмотрим как учителя осмысляют и оценивают свой опыт погружения в новую профессию, а также обстоятельства и условия, при которых молодые люди из больших городов решились на переезд в сельскую местность, каким образом складывалась адаптация участников программы и как в дальнейшем складывался их карьерный трек. Данная работа представляется первой серьезной попыткой научного осмысления опыта участников программы «Учитель для России», поэтому исследование будет носить больше эксплораторный анализ и нацелено на первичное формулирование проблемного поля вокруг данного кейса. Будучи заинтересованным в подобных исследованиях программы, исследовательский отдел проекта «Учитель для России» под руководством Светланы Ветховой оказывал информационную поддержку и предоставлял данные для настоящей работы.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ