• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новостной заголовок как средство речевого воздействия на примере англоязычных интернет-СМИ

ФИО студента: Филатова Татьяна Сергеевна

Руководитель: Малинина Ирина Александровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Фундаментальная и прикладная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Данная работа посвящена изучению новостных заголовков англоязычных интернет-СМИ с точки зрения их речевого воздействия на читателя. Цель проводимого в ней исследования – установить применяемые в заголовках приёмы речевого воздействия, способные вызвать интерес у русскоговорящих пользователей с разными социально значимыми характеристиками. В теоретической части работы охарактеризованы функции заглавий в структуре медиатекста, описаны способы и приёмы речевого воздействия и приведены классификации заголовков, ввиду недостатков которых предлагается собственная типология, в которой выделяются преимущественно информативный и информативно-воздействующий, или комбинированный, типы заглавий. Практическая часть работы заключается в проведении ассоциативного эксперимента и социолингвистического опроса, в анкету которого включены отобранные методом сплошной выборки заголовки статей BBC News, The Guardian и The Telegraph. В результате количественной обработки ответов, полученных от студентов Высшей школы экономики, обучающихся по образовательным программам «Математика» и «Филология», было выявлено, что выбор респондентом типа заглавия зависит от его пола и получаемой им специальности высшего образования. После лингвистического анализа рассматриваемых типов заголовков было обнаружено, что внимание опрашиваемых групп информантов привлекают разные приёмы воздействия, одни из которых влияют на разум адресата, а другие – на его подсознание, чувства и эмоции. Кроме того, были установлены другие причины, почему пользователи выбирают заголовки. К ним относятся интерес читателя к теме рубрики, понятность перевода, а также краткость, ёмкость и другие характерные заглавию свойства. В перспективе возможно сопоставительное исследование речевого воздействия англо- и русскоязычных заголовков на медиапользователей и проведение подобного социолингвистического опроса среди представителей разных возрастных групп, что позволит журналистам и редакторам создавать ещё более эффективные заголовки.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ