• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опыт совладания с дистанционным и гибридным форматом обучения в условиях пандемии COVID-19: случай студентов Университета ИТМО

ФИО студента: Королик Ирина Радиевна

Руководитель: Омельченко Елена Леонидовна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Современный социальный анализ (Магистратура)

Год защиты: 2022

Цифровизация образования – не новый для высшего образования процесс, однако, пандемия COVID-19 и вынужденный переход в дистанционный формат обучения ускорили темпы цифровой трансформации высшей школы. В связи с экстренным переходом от традиционного обучения в классе участники образовательного процесса столкнулись с различными сложностями. Несмотря на большое количество исследований высшего образования в период COVID-19, существует мало исследований, посвященных опыту совладания студентов со трудностями, вызванными переходом к дистанционному и гибридному обучению, особенно опыту российских студентов естественнонаучных и технических направлений. Цель этой работы – определить, с какими трудностями столкнулись студенты старших курсов бакалавриата Университета ИТМО при переходе на дистанционный и гибридный форматы обучения в условиях пандемии COVID-19, и какими способами они совладали с ними. Исследование выполнено в качественной методологии, методом стало полуструктурированное интервью. В результате работы были выделены и описаны две категории трудностей – связанные с учебой напрямую (сложности с приспособлением к «новым форматам» проведения разных видов занятий, технические сложности, проблемы в коммуникации с преподавателем, неудобное расписание занятий) и «неучебные» проблемы, с которыми также могли сталкиваться студенты вне зависимости от специфики своего направления обучения (нехватка общения, физическая усталость, потеря концентрации, размывание границ «домашнего» и «учебного/рабочего»). Были проанализированы основные способы совладания со сложностями: обращение за социальной поддержкой и помощью, отвлечение на отдых, занятия спортом, релаксационные практики, смирение с ситуацией. Полученные результаты были сопоставлены с более ранними исследованиями совладающего поведения. Автором были определены эффективные и неэффективные способы совладания, а также проанализировано, в каких ситуациях и для совладания с какими сложностями эти способы были (не)эффективны.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ