• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

International Negotiations and Mediation

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor


Гуменский Антон Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Для полноценного изучения дисциплины участникам требуется заранее иметь представление о содержании и принципиальных особенностях связей с общественностью как социального явления, института и индустрии, участники также должны обладать базовыми знаниями в области социологии, психологии, политологии, философии, литературы, истории и теории коммуникации. Успешное освоение курса позволит участникам открыть для себя новые направления как в академической сфере, – используя коммуникацию, переговоры и медиацию как подход к изучению социальных, политических и культурных явлений, – так и в профессиональных индустриях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Международные переговоры и медиация» является знакомство участников курса с разнообразием подходов к изучению феноменов переговоров, межкультурного взаимодействия, посредничества и медиации как специфической профессиональной деятельности. В ходе лекций, семинаров, дискуссий, чтения литературы, анализа практических ситуаций, работы над письменными заданиями участники изучат и критически оценят доминирующие и менее популярные представления о конфликтах, переговорах и посредничестве, типичные практики и стратегии делового и межкультурного взаимодействия, место и значение переговоров и медиации в сфере связей с общественностью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание базовых положений дисциплины
  • Знание основных особенностей и аспектов феномена, подходов к изучению
  • Знания о феномене и особенностях своего конфликтн. поведения
  • Знание о базовых подходах к концептуализации и изучению культуры
  • Знание основных этических школ и концепций.
  • Знание о взаимосвязи теории медиа и теории переговоров.
  • Знание о соц.-техн. аспектах больших данных, достоверности и объективности фактов
  • Знание о возможностях и ограничениях практики и изучения кросс-культ. общения
  • Знание о культурных предпосылках и традициях делового общения
  • Знание о конфликте интересов и стратегии его разрешения
  • Знания о принципах, парадоксах и дилеммах профессиональной этики
  • Знание о концептуальных и индивидуальных особенностях профессионального поведения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Медиация: содержание и эволюция понятия.
    Что такое медиация, условия возникновения и развития феномена, опыт концептуализации, проблемная область, основные понятия, дилеммы и противоречия.
  • Тема 2. Переговоры: разновидности и стратегии, основные подходы к изучению.
    Какими бывают переговоры, существует ли теория (а не только практика) переговоров, чему можно учиться, почему вредны «жёсткие переговоры» и в чём преимущества и ограничения «мягких», дискурс и статус переговоров в современном российском обществе, место переговоров в политике, социальной коммуникации и профессии PR.
  • Тема 3. Стратегии поведения в конфликте.
    Опыт изучения конфликтов, разновидности конфликтных стратегий, изучение индивидуальных особенностей поведения в конфликте, статус различных подходов к ведению и разрешению конфликтов в обществе.
  • Тема 4. Ненейтральность медиа: базовые дилеммы коммуникации.
    Дискуссия о (не)нейтральности медиа, проблема технологии и agency, дискуссия о возможностях и ограничениях детерминистского подхода и альтернативах ему, фундаментальные дилеммы коммуникации и медиа.
  • Тема 5. Ценностные основания переговорных позиций.
    Основные направления и школы этики, проявления этических концепций в обыденной жизни и прикладной деятельности, дискурсы, системы ценностей, стратегии взаимодействия, возможности, ограничения и дилеммы, связанные с этическими концепциями.
  • Тема 6. Эссенциализм и социальный конструктивизм: в поисках культуры.
    Подходы к определению и изучению культуры, проблема объективности культурных феноменов, формирование и развитие концепций культуры, проявление различных подходов к определению культуры в практической деятельности
  • Тема 7. Ориентализм и кросс-культурная коммуникация.
    Ориентализм и проблема Другого, объективность культурных различий, дискуссия о возможности не-ориенталистского знания, проявления ориентализма в обыденной жизни и экспертной деятельности, вопрос о (не)возможности кросс-культурной коммуникации.
  • Тема 8. Прозрачный мир: переговоры в условиях отсутствия секретов и фактов.
    Большие данные, технологии наблюдения, контроля, сбора и обработки информации, проблема верификации фактов, открытости и доступности информации. «Рынок лимонов» и проблема асимметрии информации.
  • Тема 9. Режимы социального взаимодействия
    Диалог, торг, манипуляция, игра, ритуал: режимы социального взаимодействия. Различные парадигмы взаимодействия, их социальный статус, место в культуре, традиции, дискурсы, функции, возможности и ограничения, с ними связанные
  • Тема 10. Профессиональная этика.
    Этические основания профессиональной деятельности PR-специалиста, переговорщика, медиатора. Эволюция взглядов на профессиональную этику, социально-технологические основания этических принципов, проблема полномочий и ответственности, соотношение принципов “Do Things Right” и “Do Right Things”.
  • Тема 11. Конфликт интересов: заказчик, агент и общественное благо.
    Проблема заказчика, контроля и подотчётности профессионала; общество как бенефициар, моральный судья и оппортунист в профессиональной деятельности; отраслевые и корпоративные политики в отношении конфликта интересов.
  • Тема 12. Профессиональное выгорание.
    Причины и условия профессионального выгорания, отношение к выгоранию в обществе и в индустрии, место выгорания в корпоративной культуре; индивидуальные особенности, ресурсы и стратегии предотвращения, совладания с выгоранием и регенерации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий контрольная работа 1
    краткое эссе (500-600 слов/4-5 тыс.зн.) по одной из тем курса
  • неблокирующий контрольная работа 2
    краткое эссе (500-600 слов/4-5 тыс.зн.) по одной из тем курса
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * контрольная работа 1 + 0.25 * контрольная работа 2 + 0.25 * работа на семинаре + 0.25 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kreiss, D., & MCGREGOR, S. C. (2018). Technology Firms Shape Political Communication: The Work of Microsoft, Facebook, Twitter, and Google With Campaigns During the 2016 U.S. Presidential Cycle. Political Communication, 35(2), 155–177. https://doi.org/10.1080/10584609.2017.1364814
  • Чумиков А.Н. - Переговоры - фасилитация - медиация: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 160с. - ISBN: 978-5-7567-0738-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68865

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интерпретация культур, Гирц, К., 2004
  • Митрошенков О. А. - ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ 2-е изд. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-10704-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovoe-obschenie-effektivnye-peregovory-431323
  • Паттерсон К. - Ключевые переговоры. Что и как говорить, когда ставки высоки - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2012 - 280с. - ISBN: 978-5-91657-315-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62280