• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Marketing Research and Situational Analysis

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructors


Zurov, Mikhail


Музыкант Петр Валерьевич


Попова Татьяна Олеговна

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ» является подготовка специалистов, способных на базовом уровне оценивать рыночную ситуацию заданного сегмента, планировать и контролировать набор маркетинговых исследований, соответствующих маркетинговой стратегии компании и рыночной ситуации. В результате освоения дисциплины студенты будут знать:основные виды и методы исследований рынка;основные источники информации, используемые для оценки объема рынка;методы исследований рынка, используемые для тестирования каждого из элементов маркетинг микса; Будут уметь: самостоятельно описывать рыночную ситуацию заданного рынка или сегмента рынка; определять набор исследований, необходимых для решения маркетинговой задачи;формулировать задание на проведение исследования рынка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка специалистов, способных на базовом уровне оценивать рыночную ситуацию заданного сегмента, планировать и контролировать набор маркетинговых исследований, соответствующих маркетинговой стратегии компании и рыночной ситуации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает роль, значение, функции отдела маркетинговых исследований с точки зрения consumer insights и business intelligence в структуре коммерческих компаний.
  • знает, как использовать методику PEST для анализа внешней среды; понимает значение аудита розничной торговли для целей маркетинга; ориентируется в основных «фактах» ритейл-аудита; умеет рассчитывать нумерическую и взвешенную дистрибуцию.
  • знает основные источники данных для анализа рынка с точки зрения его потенциала, места компаний и брендов; понимает значение каждого источника данных с точки зрения специфики измеряемых показателей.
  • знает основные виды маркетинговых исследований потребителей: сущность, преимущества и ограничения; знает набор исследовательских методик, необходимых для решения маркетинговых задач; умеет грамотно ставить цели и задачи на проведение маркетингового исследования в виде технического задания (брифа); знает основные этапы проведения маркетингового исследования.
  • может выделить существенные параметры для рекрутинга респондентов; умеет составлять композицию фокус-групп; умеет составлять гайд для качественного исследования.
  • может выделить существенные параметры для составления отборочной анкеты и умеет составлять план анкеты в качественном исследовании.
  • знает простые метрики и понимает сущность сложных видов анализа.
  • разбирается в ограничениях, сложностях и особенностях проведения маркетинговых исследований.
  • понимает суть метода сегментации, знает виды и принципы сегментации; умеет давать краткое и развернутое описание сегмента (потребительской типологии).
  • умеет составлять, анализировать и тестировать концепции для инноваций и реноваций.
  • знает основные методики по тестированию рекламных роликов; знает основные этапы пре-тестов роликов и алгоритм построения анкеты; понимает, как оценивается «эффективное донесения эффективного сообщения».
  • умеет анализировать данные исследований по тестированию продуктов и упаковки; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы и составлять рекомендации для принятия бизнес-решений.
  • знает основные подходы маркетинговых исследований, направленных на определении оптимальной цены продукта; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы относительно оптимальной цены.
  • понимает суть методики, позволяющей спрогнозировать объем продаж нового продукта или услуги при различных уровнях известности, дистрибуции и цены.
  • владеет методиками по проектированию CJM, изучению поведения потребителей в торговой точке.
  • умеет анализировать данные трекинга эффективности рекламной кампании на рынке (влияние на KPIs марки), понимание сути понятий «краткосрочная» и «долгосрочная» мотивация
  • знает подходы по прогнозированию; умеет обобщать информацию относительно трендов на рынке
  • знает, как используются результаты маркетинговых исследований в производственной компании; понимает основные принципы взаимодействия с исследовательскими агентствами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Что такое маркетинговые исследования и для чего они нужны.
    Виды производственной деятельности. Концепция маркетинга. Структура коммерческой компании. Роль отдела маркетинга. Определение маркетинговых исследований. Роль исследований в маркетинговой деятельности компании. Мировой и российский рынок маркетинговых исследований. Организации, регулирующие деятельность по проведению маркетинговых исследований. Международный кодекс проведения социологических и маркетинговых исследований ESOMAR/ICC.
  • Тема 2. Анализ рыночной ситуации.
    Определение рынка. Определение продукта. Marketing Mix (4 или 7 «P»). Этапы маркетинговой деятельности компании. Роль исследований рынка на каждом этапе. Анализ текущей ситуации: PEST анализ. Анализ рынка (внешний анализ, внутренний анализ, анализ потребителя). Оценка объема рынка. Подходы к оценке объема. Аудит розничной торговли. Понятие дистрибуции. Нумерическая и взвешенная дистрибуция. Другие показатели, замеряемые аудитом розничной торговли.
  • Тема 3. Прочие источники данных для анализа рыночной ситуации.
    Подход к подсчету объема рынка через потребительское поведение. Источники информации. Панель домохозяйств (GFK, Romir). Ключевые показатели панели. Синдикативные потребительские исследования (Русиндекc, Mediascope). Отраслевые обзоры. Официальная статистика. Анализ внутренних данных. Анализ потребителя и покупателя.
  • Тема.4. Виды исследований. Постановка задачи исследования (бриф).
    Виды маркетинговых исследований (по цели, методам и подходам, месту проведения и т.д.). Количественные и качественные методы исследования. Ad Hoc & Continuous. В чем разница? Этапы проведения исследования. Задание на проведение исследования (бриф). Основные пункты брифа. Взаимодействие исследовательского агентства и клиента при проведении исследования.
  • Тема 5. Качественные методы исследования потребителей
    Задачи, решаемые качественными исследованиями. Методы качественных исследований. Этапы качественных исследований. Выбор аудитории качественных исследований. Контроль поля в качественных исследованиях: двойной рекрут, личные интервью, креативные задания, проективные упражнения. Составление плана дискуссии. Предоставление результатов. Неопросные методы: наблюдения, social media listening, семиотический анализ.
  • Тема 6. Количественные методы исследования рынка и потребителей. Требования к анкете.
    Виды количественных опросов. Понятие выборки. Надежность и точность исследования. Дизайн исследования. Составление анкеты. Требования к анкете. Анализ данных. Виды вопросов. Шкалирование. Переходы. Требование к вопросам. Кодировка открытых вопросов (правила, виды, автоматизация, проверка). Обогащение данных (что может добавляться к опросным данным, как объединять данные и что учитывать в анализе).
  • Тема 7. Количественные методы исследования рынка и потребителя. Анализ данных
    Программы для аналитики (обзор – Excel, SPSS, Statistica и другие). Базовые метрики: cross-tabs, вертикальные и горизонтальные проценты. Необходимые простые метрики (средняя арифметическая, взвешенная, мода, медиана). Понятие уровня значимости, влияние выборки на значимость. Сложные виды анализа (кластерный, факторный, анализ остатков, регрессии) - обзор, применение, визуализация. Выводы: какие выводы можно и нужно делать из опросных данных. Типичные ошибки. Допустимые и корректные формулировки. Обоснованные гипотезы.
  • Тема 8. Маркетинговые исследования: план и реальность
    Респонденты: особенности рекрута, мотивация. Основные проблемы: правда и ложь, социально одобряемые ответы, усталость. Профессиональные респонденты. Контроль поля в количественных исследованиях: записи, реконтакт, перекрестное сравнение (даты, города, интервьюеры). Контроль данных: длительность опроса, противоречие известным данным. Явные риски рекрута: смещенность выборки, правильные и неправильные вопросы для отбора. Неочевидные риски: опрос в праздники, сензитивные темы, влияние интервьюера, визуальные и аудиальные риски.
  • Тема 9. Изучение целевой аудитории. Подходы к сегментации потребителей
    Понятие целевого рынка и целевой аудитории. Потребитель и покупатель. Выбор целевой аудитории. Сегментация потребителей. Принципы сегментации. Проведение ad hoc сегментации. Наиболее популярные методы сегментации: Needscope, Censydiam, 6W. Другие источники информации о целевой аудитории (Rusindex, Mediascope).
  • Тема 10. Разработка и тестирование новинок
    ПИсточники идей новых продуктов. Процесс разработки новинок в компании (Stage Gate Process). Исследования на различных этапах данного процесса. Для чего нужна концепция. Понятие инсайта. Как используют инсайты в маркетинге. Разработка концепции позиционирования. Для чего нужна концепция. Тестирование концепций позиционирования и финального маркетинг микса.
  • Тема 11. Тестирование коммуникации бренда.
    Роль коммуникации в построении имиджа бренда. Как работает коммуникация. Рекламный ролик – этапы разработки. Основные подходы к тестированию рекламных роликов (Next TV и Link Test). Тестирование других видов коммуникации.
  • Тема 12. Продукт и его составляющие. Тестирование продукта и упаковки.
    Физический продукт. Его свойства. Процесс тестирования продукта. Слепое продуктовое тестирование. Разработка линейки вкусов. TURF тест. Упаковка. Виды тестирования упаковки. Плюсы и минусы различных методов.
  • Тема 13. Ценовые маркетинговые исследования
    Источники информации о ценах на рынке. Ценовое позиционирование. Подходы к тестированию цены. POSM. Conjoint анализ.
  • Тема 14. Тестирование готового Marketing Mix. Прогнозирование объемов запуска
    Роль исследований на каждом этапе процесса разработки новинок. Тестирование потенциала запуска нового продукта. Вольюметрические тесты. Их плюсы и недостатки. Использование результатов теста. Оценка результатов запуска. Корректировка маркетинговых действий на основе полученных результатов.
  • Тема 15. Исследования покупательского поведения.
    Процесс принятия решения о покупке. Воронка. Consumer Journey (map). Основные правила и элементы CJM. Исследование поведения потребителей в off-line и on-line торговой точке. Дерево принятия решения. Анализ результатов проектирования покупательского поведения для целей маркетинга.
  • Тема 16. Исследования на этапе регулярной операционной деятельности компании. Трекинг рекламы и здоровья марки.
    Процесс ежегодного маркетингового планирования. Из чего он состоит, кто в нем участвует. Данные, необходимые для планирования, их источники. KPIs маркетинга. Что это такое, в чем их смысл. Виды KPIs и источники данных. Понятие силы бренда и здоровья марки. Подходы к измерению здоровья марки. Трекинг рекламы. Как он проводится, как часто. Какие данные можно получить на основе трекинга рекламы. Эконометрические модели.
  • Тема 17. Роль исследований в стратегическом маркетинговом планировании.
    Стратегии дальнейшего роста компании. Рыночное прогнозирование. Подходы к прогнозированию. Отслеживание трендов. Роль исследований при стратегическом планировании.
  • Тема 18. Эволюция требований, предъявляемых к результатам маркетинговых исследований. Карьера в области маркетинговых исследований.
    Как выглядели результаты исследований 20 лет назад. Кто и как пользуется результатами маркетинговых исследований сегодня. Какие требования предъявляются к результатам исследования на сегодняшний день. Карьера в области исследований рынка. Отдел исследований рынка в производственной компании и исследовательское агентство. Виды исследовательских агентств: исследовательские полного цикла, полевые, рекламные, узкоспециализированные (usability, SML). Специфика работы в каждом из них.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная активноть 3 модуль
  • неблокирующий решение кейсов
    2 кейса в течение курса, выполнение в группах по 4-5 человек в рамках домашнего задания
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится на платформе LMS HSE (https://lms.hse.ru/). Экзамен представляет собой контрольную работу в формате теста. Длительность экзамена 1 час 30 мин. Критерии оценивания соответствуют десятибалльной шкале ВШЭ, где процент правильно выполненных заданий: 1-10% (1 балл), 11-20% (2 балла), 21-30% (3 балла), 31-40% (4 балла), 41-50% (5 баллов), 51-60% (6 баллов), 61-70% (7 баллов), 71-80% (8 баллов), 81-90% (9 баллов), 91-100% (10 баллов).
  • неблокирующий Промежуточная контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание 4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.12 * аудиторная активноть 3 модуль + 0.12 * Домашнее задание 4 модуль + 0.18 * Промежуточная контрольная работа + 0.18 * решение кейсов + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.: 60x88 1/16. - (Учебные издания для бакалавров) ISBN 978-5-394-01470-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/336541

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркетинговые коммуникации: Учебник / Под ред. И.Н. Красюк. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004956-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/247665