• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Culture and Communication

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 2-4 module

Instructors


Мелкумова Елена Станиславовна

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент способен проводить научные исследования в области науки о коммуникациях (базовые концепции cultural studies), дифференцировать барьеры межкультурного общения, адаптации к другим культурам и культурный̆ шок; применять стратегии культурного производства к повседневной̆ жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств массовой̆ информации и массовой̆ культуры. Для освоения учебной̆ дисциплины студенты должны владеть навыками работы с компьютером и уметь логически верно и аргументированно строить письменную и устную речь.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия, выделяет соотношение глобального и глокального
  • Знает ключевые понятия, цели и задачи к изучению культуры и их применению к пониманию политических изменений
  • Может выделить нормы коммуникации в соответствии с религиозными и моральными ценностями индивида.
  • Может выявить феномен культурной памяти в историческом и политическом контекстах? Понимает различия феномена в российских и иностранных культурных институциях
  • Знает основные параметры и методы культурных исследований
  • Знает классификацию видов искусства, может приводит релевантные примеры
  • Знает цели и задачи социокультурных институтов, классификацию социокультурных институтов, социокультурные коллаборации
  • Умеет использовать инструменты эмоционального нетворкинга в работе над культурными проектами
  • Знает как создавать нарратив и управлять восприятием с помощью медиа
  • Знает историю развития музейного дела, новые тенденции развития музейного дела
  • Знает классификацию категорий посетителей, основные инструменты исследования аудитории
  • Знает новые тенденции развития театрального дела, основы маркетинга и фандрайзинга в театре
  • Знает особенности телеплощадок и подходы к их развитию
  • Знает особенности работы над кинопроектом
  • Может провести анализ живописи как форму искусства, знает теорию композиции.
  • Может выявить роль специалиста по коммуникациям в архитектуре
  • Знает теорию форм и е применение в культурных коммуникациях
  • Знает краткую историю искусства и фотографии в контексте культурных коммуникаций, теорию композиции.
  • Знает теорию композиции, прием минус и их применение в культурных коммуникациях
  • Знает термин визуализация искусства, знает искусство Постмодерна и тенденции виртуализации искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 7. Глобализация и культура
    Определение глобализации, культуры и визуальной̆ кросс-культуры. Ключевые понятия, цели и задачи к изучению культуры и их применению к пониманию социальных и культурных изменений.
  • Тема 8. Культура и власть
    Определение культуры и власти. Ключевые понятия, цели и задачи к изучению культуры и их применению к пониманию политических изменений. Рассмотрение примеров.
  • Тема 9. Религия, мораль, ценности
    Определение норм коммуникации. Ритуалы и табу культур. Религия. Рассмотрение примеров.
  • Тема 10. Культурная память
    Определение феномена культурной̆ памяти в историческом и политическом контекстах. Классификации памяти (коллективная, индивидуальная; национальная, культурная). Определение национальной̆ идентичности. Связь понятий национальной̆ идентичности и феномена культурной̆ памяти. Различия феномена культурной̆ памяти в российских и иностранных институциях.
  • Тема 11. Культурные исследования (Cultural Studies).
    Определение культуры. История и культурные паттерны. Социальные факторы и культурные изменения. Культурный̆ подход к исследованиям коммуникаций. Культурные исследования. Производство, потребление, и значение культурных исследований. Культурные исследования: перспективы дискурса
  • Тема 12. Виды и формы искусства
    Определение искусства. Классификация видов искусства (пространственные или пластические; временные или динамические; пространственно-временные или зрелищные). Примеры и обсуждения с целью развития критического мышления
  • Тема 13. Социокультурные институты
    Определение термина социокультурные институты. Макс Вебер и анализ социокультурных институтов. Цели и задачи социокультурных институтов. Классификация социокультурных институтов (музеи, театры, кинотеатры, библиотеки, консерватории и пр.). Примеры и обсуждения российских и иностранных социокультурных институтов. Социокультурные коллаборации.
  • Тема 14. Эмоциональный̆ нетворкинг (Emotional networking)
    Определение термина эмоциональный̆ нетворкинг. Стратегия создания карты эмоционального нетворкинга. Инструменты использования эмоционального нетворкинга в работе над культурными проектами.
  • Тема 15. Сторителлинг: как создавать нарратив и управлять восприятием с помощью разных медиа. Примеры и обсуждение европейских и российских кейсов.
    Определение терминов нарратив и Сторителлинг. Основные составляющие Сторителлинг и нарратива. Стратегии создания разножанровых историй и способы их применения для разных продуктов (рассказ, выставка, видео).
  • Тема 16. Музей как форма коммуникации.
    Определение терминов музеология. Мировая и российская история развития музейного дела. Новые тенденции развития музейного дела. Партиципаторный музей. Ликвидный̆ музей. Обсуждение примеров.
  • Тема 17. Исследование посетителей̆ в музее.
    Исследование музейной̆ аудитории. Классификация категорий посетителей̆. Изучение основных инструментов исследования аудитории: tracking studies, heat map, глубинные интервью, опросы. Рассмотрение практических примеров. Практика в одном из московских музеев.
  • Тема 18. Театр как форма коммуникации
    Определение театра как социокультурной̆ площадки. Новые тенденции развития театрального дела. Консервативный̆ и современный̆ театр. Перформанс. Маркетинг и фандрайзинг в театре. Рассмотрение практических примеров.
  • Тема 19. Телевидение как форма коммуникации
    Определение телевидения как формы коммуникации. Стереотипы и телевидение. Телевизионные площадки и междисциплинарные подходы к их развитию. Этические вопросы телевидения. Рассмотрение практических примеров.
  • Тема 20. Кино как форма коммуникации
    Определение кинотеатра как социокультурной̆ площадки. Классификация кинотеатров. Новые тенденции развития кинотеатрального дела. Кинотеатры документального кино. Особенности работы над кинопроектом. Маркетинг и фандрайзинг в кино. Кинопрограмминг. Рассмотрение практических примеров.
  • Тема 21. Живопись как форма коммуникации
    Определение живописи как формы искусства. Краткая история искусства в контексте культурных коммуникаций. Теория композиции и ее применение в культурных коммуникациях. Создание визуального нарратива. Рассмотрение практических примеров
  • Тема 22. Архитектура как форма коммуникации
    Определение архитектуры как формы коммуникации. Урбанистика. Роль специалиста по коммуникациям в архитектуре. Управление проектами в архитектуре и урбанистике. Поэтапный̆ анализ проекта «Моя улица». Рассмотрение других практических примеров.
  • Тема 23. Скульптура как форма коммуникации
    Определение скульптуры как формы искусства. Краткая история искусства в контексте культурных коммуникаций. Теория форм и ее применение в культурных коммуникациях. Рассмотрение практических примеров.
  • Тема 24. Современное искусство и фотография
    Определение современного искусства и фотографии. Краткая история искусства и фотографии в контексте культурных коммуникаций. Перформанс и хореография. Теория композиции и ее применение в культурных коммуникациях. Рассмотрение практических примеров.
  • Тема 27. Генеалогия сексуальности.
    Секс как историко-социологическая категория. Сексуальность как культурно-исторический̆ феномен. История и процессы создания сексуальных норм. Культура как катализатор создания ограничений и запретов.
  • Тема 25. Музыка как форма коммуникации
    Определение музыки как формы коммуникации. Краткая история музыки в контексте культурных коммуникаций. Теория композиции, прием минус и их применение в культурных коммуникациях. Джон Кейдж и Эрик Сати как первопроходцы «немузыкальной» музыки. Рассмотрение примеров.
  • Тема 28 Гендер и культура.
    Определение термина «гендер» в культуре и его классификаций. Всеобщее и имперсональное. Социальные феномены феминизма. Феминистские и нефеминистские теории. Гендерные исследования в качестве активного агента продвижения идеологии «культурных исследований» в восточно-европейских университетах.
  • Тема 29 Гендерная политика и социальный контроль
  • Тема 26. Виртуализация искусства
    Определение виртуализации искусства. Эпоха Постмодерна. Акт деконструкции. Тенденции виртуализации искусства и классификация. Рассмотрение примеров.
  • Тема 30. Культура и идентичность. Тело. Культурные коды.
    Определение идентичности. Национальная, коллективная, индивидуальная. Культура как характеристика идентичности. Вопросы идентичности в политической̆ и исторической̆ перспективе. Идентичность в культурном контексте.
  • Тема 31. Гендер и медиа
    Определение гендерных стереотипов в медиа. Гендерная теория в историческом контексте России. Концепция гендерного равенства и освещение концепции в СМИ разных государств.
  • Тема 32. Виртуальный̆ мир и гендер.
    Гендерный̆ аспект коммуникации в интернет-среде. Гендер после #metoo. Личностные и ситуативные детерминанты коммуникации в Интернет-среде в гендерном аспекте. Построение психологической̆ модели эффективной̆ коммуникации в Интернет-среде с учетом гендерных различий. Межличностная коммуникация в Интернет-среде.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинаре
    средняя оценка за выступления на семинарах по заданным темам, участие в дискуссиях
  • неблокирующий эссе
    средняя оценка за эссе
  • неблокирующий индивидуальный проект
  • неблокирующий групповой проект
    Экзамен проводится в устной форме (оценка за защиту группового проекта (3-4 человека). Экзамен проводится на платформе Zoom . Всем группам необходимо подключиться за 5 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: выход в интернет, камера, микрофон. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар фотографию, включить камеру и микрофон, никнейм соответсвует ФИО. Во время экзамена студентам запрещено: перебивать других отвечающих. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться материалами работы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие связи 2 мин. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается (отсутствие связи более 2 мин. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * групповой проект + 0.35 * индивидуальный проект + 0.15 * работа на семинаре + 0.2 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gray, A. (2003). Research Practice for Cultural Studies : Ethnographic Methods and Lived Cultures. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251407
  • Warren, T. L. (2017). Cross-cultural Communication : Perspectives in Theory and Practice. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1480963
  • Warren, T.L. Cross-Cultural Communication: Perspectives in Theory and Practice / Thomas L. Warren. – Oxon; New York: Routledge: Taylor & Francis Group, 2017. – (Baywood's Technical Communications Series / ser. ed.: Charles H. Sides). – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт].
  • КАШИНА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2010). Гендер Для «Чайников» / Под Ред. Ирины Тартаковской И Людмилы Попковой. М.: Фонд Им. Генриха Белля: Просветительско-Издательский Центр «Звенья», 2006. 264 С. Isbn 978-5-7870-0097-9. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CE7BDD4C
  • Садохин, А.П. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 975 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01847-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028487

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ÇAĞLAR DEMİR. (2017). Understandi̇ng Susan Bordo and Her Work; Unbearable Wei̇ght :Femi̇ni̇sm, Western Culture, Body. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B9AB2DD
  • Duncombe, S. (2007). (From) Cultural resistance to community development. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.186335B1
  • Hooper-Greenhill, E. (1994). Museums and Their Visitors. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=83154
  • Ingold, T. (2010). Ways of mind-walking: reading, writing, painting. Visual Studies, 25(1), 15–23. https://doi.org/10.1080/14725861003606712
  • Krznaric, R. (2014). Empathy : Why It Matters, and How to Get It. New York: TarcherPerigee. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1128455
  • Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
  • Rana, J. (Jasmijn), Willemsen, M. (M. ., & Dibbits, H. C. (H. C. . (2017). Moved by the tears of others: emotion networking in the heritage sphere. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49CA2DC4
  • Smith, A. M. (1999). STUART HALL: CRITICAL DIALOGUES IN CULTURAL STUDIES (Book). Ethnic & Racial Studies, 22(1), 206–208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=1599822
  • St. Amant, K., & Sapienza, F. (2017). Culture, Communication and Cyberspace : Rethinking Technical Communication for International Online Environments (Vol. First edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1551865
  • Sundén, J., & Sveningsson, M. (2012). Gender and Sexuality in Online Game Cultures : Passionate Play. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=443928
  • Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
  • ответственный редактор В. Т. Третьяков составители С. И. Сычев; при участии Е. С. Полиевской, Г. А. Шевелева, В. Л. Шохиной - Телевидение: Теория, история, практика: 1958–2017: библиографический указатель - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 224с. - ISBN: 978–5–7567–1000–7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122997