• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology of Mass Communication

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Makarova, Xenia P.


Никишин Егор Александрович


Popov, Dmitry


Selchenok, Anastasiya

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология массовых коммуникаций» направлен на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиа среды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базовых знаний о методологических основаниях социологии и ключевых социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций, а также развитие представлений о генезисе современной медиа-среды и специфике средств массовых коммуникаций в контексте изучения социокультурного, политического и публичного пространств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми знаниями об основных теоретических подходах к изучению общества и его подсистем; демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий различных направлений и школ социологии (позитивизм, функционализм, социальный конструктивизм, социология повседневности и др.)
  • Владеет знаниями о природе феномена социального института. Способен сравнивать и анализировать специфику институционализации в различных сферах общественной жизни (политике, религии, семьи, образовании). Различает явные и латентные функции социальных институтов.
  • Владеет знаниями о развитии социологии как науки; понимает дисциплинарные границы между социологией и смежными дисциплинами; различает специфику социальных и социологических проблем; демонстрирует навыки корректного применения термина "социологическое воображение" при анализе современных социокультурных процессов.
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых понятий: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), масс-медиа, новые медиа, информационное общество, медиация, медиатизация.
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий при анализе культурных оснований общественной жизни (символ, знак, ценность, формальные и неформальные нормы, культурный образец, обычай, традиция, и др.).
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий при анализе проблем социализации и социального контроля в традиционном и современном обществах ("Я", самость, агенты социализации, девиация, аномия, стигма и др.).
  • Демонстрирует навыки корректного применения социологических понятий в контексте анализа ключевых подходов Р.Мертона, П.Лазерсфельда, М.Маклюэна, П.Бурье, Э.Кастельса, И.Гофмана (символическая власть, цензура поля, “гендерный дисплей”, стигма, фрейм, дисфункция социального института, “эффект бумеранга”, информационное общество, сетевое общество, культура “реальной виртуальности”, "горячие" и "холодные" медиа и др.)
  • Демонстрирует навыки корректного применения социологических понятий в контексте анализа ключевых подходов Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, П.Бергера, Т.Лумана, У.Зорбо, Э.Хьюза (социальный факт, нормальное \ патологическое, социологический метод, социальное действие, идеальный тип, исторический материализм, классовая борьба, отчуждение, базис, надстройка, интернализация социальной реальности, «обобщенный другой», «значимый другой», первичная и вторичная социализация и др.)
  • Знает методологические требования к работе над текстом академического эссе. Ориентируется в разнообразии информационных ресурсов, онлайн-платформ, научных изданий, релевантных проблематике курса.
  • Знает основные этапы развития исследований социальных, культурных и технологических изменений медиасреды, предметное поле этих исследований и ключевых авторов.
  • Понимает междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания.
  • Различает области применения теорий и методов изучения сферы массовых коммуникаций в контексте следующих подходов: системно-структурный, конструктивистский, Чикагская школа, неомарксизм и Франкфуртская школа, Торонтская школа.
  • Различает области применения теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиа среды. Знает специфику взаимодействия институтов рекламы, связей с общественностью и журналистики.
  • Различает области применения теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиа среды. Умеет оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различает основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе.
  • Различает типы сертификационных систем и теоретические подходы к пониманию принципов социальной стратификации. Демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий при анализе социальной мобильности («предписанный» и «достигаемый» статус, каналы вертикальной циркуляции и др.).
  • Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь медиа с социальной, политической, экономической системами.
  • Способен анализировать историческое развитие средств массовой коммуникации в контексте разнообразных концепций осмысления процессов сохранения и передачи человеческого опыта и памяти.
  • Умеет оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различает основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе.
  • Уметь самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций, выстраивать между понятиями связи при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел "Общая социология". Лекция 1. Социология как наука, социологическое знание.
  • Раздел "Общая социология". Лекция 2. Традиции социологического теоретизирования.
  • Раздел "Общая социология". Лекция 3. Культура и общество.
  • Раздел "Общая социология". Лекция 4. Социализация и социальный контроль.
  • Раздел "Общая социология". Лекция 5. Социальная стратификация и мобильность
  • Раздел "Общая социология". Лекция 6. Социальные институты
  • Раздел "Общая социология". Семинар 1. Обсуждение работы Э.Дюркейма «Метод социологии»
  • Раздел "Общая социология" Семинар 3. Обсуждение работы М. Вебера «Основные социологические понятия», «Протестантская этика и дух капитализма»
  • Раздел "Общая социология". Семинар 2. Обсуждение работы К. Маркса «Немецкая идеология» и Р.Дарендорфа «Амба, американцы и коммунисты: к тезису об универсальности господства»
  • Раздел "Общая социология". Семинар 4. Обсуждение работ П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (глава 3), Рут Бенедикт «Хризантема и меч»
  • Раздел "Общая социология". Семинар 5. Обсуждение работ И. Гофмана «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью» и «Моральная карьера душевнобольного пациента».
  • Раздел "Общая социология". Семинар 6. Обсуждение работы Р. Мертон «Явные и латентные функции», Э.Ч. Хьюз «Незаконнорождённые институты»
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 7. Социология массовых коммуникаций как отрасль социологического знания.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 8. Средства массовой коммуникации в историко-социологической перспективе: проблема медиации
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекции 9. Массовые коммуникации и общество: обзор базовых теоретических подходов.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 10. Массовая коммуникация как социальный институт.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 11. Массовые коммуникации и общественное мнение в контексте публичной сферы.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 7. Социологическая проблематика в контексте изучения массовых коммуникаций.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 8. Обсуждение работы Р.Мертона, П.Лазерсфельда “Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие” (1948).
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 9. Обсуждение работы И.Гофмана "Гендерный дисплей” (1979)
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 10. Обсуждение работы П.Бурдье “О телевидении и журналистике” (1996)
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 11. Обсуждение работы М. Маклюэна “Понимание медиа: внешние расширения человека” (Главы 1-3, 21, 23, 27, 29-32) (1964)
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 12. Обсуждение работы Э.Кастельса “Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе” (2001, главы 4, 5, 6)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест №1 (раздел "Общая социология", лекции 1-6, семинары 1-7)
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях 1-7
    Работа на семинарах заключается в обсуждении проблематики предложенных текстов, в подготовке релевантных кейсов, в ответах на вопросы преподавателя, а также в участии в дискуссии. Аналитический работа с научными текстами по теме курса предполагает обсуждение прочитанного материала на основе реконструкции его основных элементов: общей структуры, проблемы, логики аргументации, возможных противоречий и поднимаемых вопросов.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест №2 (раздел "Социология массовых коммуникаций" лекции 7 - 9, семинары 8 - 10.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях 8-13
    Работа на семинарах заключается в обсуждении проблематики предложенных текстов, в подготовке релевантных кейсов, в ответах на вопросы преподавателя, а также в участии в дискуссии. Аналитический работа с научными текстами по теме курса предполагает обсуждение прочитанного материала на основе реконструкции его основных элементов: общей структуры, проблемы, логики аргументации, возможных противоречий и поднимаемых вопросов.
  • неблокирующий Тест №3 Итоговый
    Тест №3 (Итоговый по курсу) предполагает письменные ответы на закрытые и открытые вопросы по всем темам курса, а также по материалам для самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студентов с обязательными источниками заключается в следующем: подготовка ответов на вопросы. Все материалы для самоподготовки (литература, видео- и аудиоматериалы) и вопросы к ним высылаются студентам в начале курса. Результаты работы проверяются в рамках Теста №3.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарских занятиях 1-7 + 0.2 * Активность на семинарских занятиях 8-13 + 0.1 * Тест №1 (раздел "Общая социология", лекции 1-6, семинары 1-7) + 0.2 * Тест №3 Итоговый + 0.1 * Тест №2 (раздел "Социология массовых коммуникаций" лекции 7 - 9, семинары 8 - 10. + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология массовых коммуникаций : учеб. пособие, Черных, А. И., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fackler, M., & Fortner, R. S. (2014). The Handbook of Media and Mass Communication Theory. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716712
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.