Summary of Degree Programme
01.03.04 Applied Mathematics
No
4 года 
Full-time, 240
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
With online tools
Цель программы - подготовка специалистов, владеющих современными методами математического моделирования, анализа данных, оптимизации, машинного обучения, искусственного интеллекта, а также современными информационными технологиями.
Выпускники программы получат компетенции в области разработки и применения математических методов решения практических задач в различных областях современной экономики. Знания в области теории алгоритмов, теории вероятности и математической статистики, методов обработки информации, технологий создания интеллектуальных информационных систем позволяют нашим студентам успешно работать в Финтех и ИТ- компаниях, аналитических подразделениях госкорпораций и научно-производственных предприятий, консалтинговых агентствах. Они смогут создавать математические модели объектов и систем в науке и технике, разрабатывать алгоритмы для управления технологическими процессами, управлять рисками, создавать системы обработки больших данных и применять технологии искусственного интеллекта в компаниях реального сектора экономики.
Область профессиональной деятельности выпускника программы - разработка и исследование математических методов и моделей объектов, систем, процессов и технологий, предназначенных для проведения расчётов, анализа и синтеза технических объектов и подготовки решений во всех сферах производственной, хозяйственной, экономической, социальной, управленческой деятельности, в науке, технике, медицине, на основе современного программного обеспечения.
Объектами профессиональной деятельности выпускника программы являются: математические модели, методы и наукоемкое программное обеспечение, предназначенное для проведения анализа и выработки решений в конкретных предметных областях.
Востребованность выпускников программы на рынке труда обусловлена гибкой структурой образовательной программы, предполагающей возможность построения индивидуальной траектории обучения студентов. Выпускники «Прикладной математики» обладают глубокими знаниями математики, информатики и умениями применять их на практике, что делает их универсально востребованными специалистами. Вот некоторые сферы, куда идут работать наши выпускники:
- ИТ-индустрия;
- Финансовый сектор, консалтинг, аналитика;
- Научно-техническое направление;
- Инженерный сектор.
Конкурентные преимущества программы:
• Высокий уровень подготовки. МИЭМ НИУ ВШЭ сочетает полувековые образовательные традиции по подготовке специалистов по техническим и математическим направлениям с новейшими образовательными методиками.
• Углубленная подготовка по математике и программированию с особым акцентом на проектную деятельность.
• Прикладной характер материала. Программа сочетает фундаментальную подготовку с практикой в реальных проектах. При разработке программы учитывались запросы работодателей на конкретные знания и умения, востребованные на реальных рабочих местах.
• Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей МИЭМ – доктора и кандидаты наук, академики РАН, выдающиеся практики, обладатели государственных премий и авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире.
• Практика в ведущих компаниях отрасли. Для прохождения практик заключены договора с различными компаниями – лидерами банковского и финансового сектора, IT-индустрии, промышленности. Это дает возможность студентам участвовать в реализации широкого спектра реальных IT-проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
|
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП) | |
|
Код компетенции |
Наименование компетенции |
|
ПК-1 |
Способен проводить системный анализ сложных производственно - хозяйственных, технических и др. процессов, в том числе в условиях неопределенности и риска. |
|
ПК-2 |
Способен сформулировать инженерную задачу, формализовав ее на основе знаний математического аппарата и проведенного системного анализа. |
|
ПК-3 |
Способен анализировать разрабатываемые технические решения на основе их интерпретации и оценки возможных вариантов. |
|
ПК-4 |
Способен применять знания жизненного цикла современных проектов по созданию и эксплуатации программных систем и инструментальные средства управления проектами в области ИТ. |
|
ПК-5 |
Способен разрабатывать техническую документацию, формировать отчетные документы в соответствии с требованиями ГОСТ и международных стандартов. |
|
ПК-6 |
Способен планировать научные эксперименты, работая в научно-исследовательских лабораториях, а также в исследовательских и технологических подразделениях предприятий и компаний |
|
ПК-7 |
Способен интерпретировать и анализировать результаты научных экспериментов |
|
ПК-8 |
Способен использовать соответствующие средства коммуникации для работы в профессиональных сообществах |
|
ПК-9 |
Способен работать с различными источниками информации, способен фильтровать и сужать массив знаний под задачу |
|
ПК-10 |
Способен работать в интернациональном коллективе, решать профессиональные задачи при выполнении международных проектов |
|
Код и наименование профессиональной области |
Описание профессиональной области |
Коды профессиональных компетенций |
|
01 Образование и наука 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии 25. Ракетно-космическая промышленность 40. Сквозные виды профессиональной деятельности |
в сфере научных исследований в сфере разработки программного обеспечения; в сфере проектирования, создания и поддержки баз данных; в сфере прикладных исследований в области информационно-коммуникационных технологий |
ПК-1 - ПК-10 |
|
в сфере разработки математических методов, математического моделирования; в сфере разработки автоматического управления в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок |
|
Образовательная программа «Прикладная математика» включает два взаимосвязанных блока дисциплин профессионального цикла и дисциплин дополнительного профиля, изучение которых дает возможность студентам найти новые области применения своим профессиональным знаниям и практическим навыкам.
Базовая часть профессионального цикла программы – это блоки дисциплин, которые составляют теоретическую и практическую основу классического образования в области прикладной математики:
- Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по действительному, комплексному и функциональному анализу, дифференциальным уравнениям, линейной алгебре и аналитической геометрии, алгебре и дискретной математике, теории вероятностей и математической статистике и др.
- Естественно-научный инженерный блок, включающий дисциплины по физике и теоретической механике.
- Блок дисциплин по информационным технологиям, включающий дисциплины по алгоритмизации, программированию, методам вычислений, операционным системам, базам данных, инструментальным методам программирования.
Вариативная профильная часть профессионального цикла включает набор специальных дисциплин, изучение которых начинается в 3 модуле 3 курса, продолжается на 4 курсе и создает основу для выполнения проекта и выпускной квалификационной работы.
Проектная и исследовательская работа студентов ориентирована на развитие универсальных и профессиональных компетенций, и включает следующие виды учебной деятельности:
- Проект
- Практика
- Проектные и научно-исследовательские семинары
- Выпускная квалификационная работа
Проектные семинары являются формами поддержки исследовательской и проектной деятельности студентов и предполагают коллективную работу студентов, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов в профессиональной области.
Производственная и преддипломная практики способствуют приобретению опыта применения профессиональных знаний и умений по избранной специализации.
Самостоятельная работа студентов над курсовыми работами, проектом и выпускной квалификационной работой осуществляется под руководством научного руководителя и направлена на решение одной из актуальных задач в области будущей профессиональной деятельности.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося) могут предлагаться следующих варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:
1) для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.
2) для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.
3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin
