• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ancient Hebrew

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс, которому посвящена данная программа, продолжает и развивает курсы древнееврейского языка, которые преподавались студентам-ассириологам на третьем и четвертом годах обучения. В рамках завершающего, третьего курса обучения древнееврейскому языку предполагается познакомить студентов с древнееврейской пророческой литературой – одним из наиболее значительных сегментов ветхозаветного корпуса. Для студента-ассириолога пророческая литература Библии имеет особое значение сразу в нескольких отношениях. Во-первых, деятельность большинства пророков протекала в эпоху территориальной экспансии великих месопотамских держав 1 тысячелетия до н.э. – Ассирии и Вавилонии, вследствие чего библейские тексты предоставляют бесценную информацию о политической истории региона в рассматриваемую эпоху. Во-вторых, значительное место, уделяемое в пророческой литературе религии и культу, позволяет считать эти памятники важнейшим источником сведений об официальной и народной религии древнего Израиля, которые по целому ряду параметров могут быть сопоставлены с известными нам сведениями о месопотамской религии. В-третьих, хотя в основном месопотамском ареале пророческая деятельность не была распространена, в нашем распоряжении имеются интересные клинописные свидетельства о пророках в Мари и других регионах Среднего Евфрата. В рамках теоретических занятий курса вниманию слушателей предлагается общий обзор ветхозаветной пророческой литературы: ее состав, хронология, исторический и культурный контекст. Определенное внимание уделяется грамматической, лексической и стилистической специфике пророческого корпуса. Такой подход представляется оправданным, поскольку пророческая литература часто оказывается трудной для восприятия студентами не только из-за своего содержания, но и по языковым и стилистическим причинам. Практические занятия курса посвящены подробному разбору текста книги пророка Осии – одному из наиболее архаичных и сложных произведений этого круга. Благодаря своему небольшому размеру книга может быть прочитана полностью в ходе годичного курса, при этом в рамках ее анализа слушатели могут приобрести практически все навыки, необходимые для чтения пророческой литературы Ветхого Завета.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с древнееврейским квадратным письмом
  • Знакомство с древнееврейским квадратным письмом
  • Ознакомить студентов с теоретическими основами древнееврейской поэзии
  • Ознакомить студентов с теоретическими основами древнееврейской поэзии
  • Сформировать у слушателей целостное представление о ветхозаветной пророческой литературе как особом жанре древнееврейской письменности
  • Сформировать у слушателей целостное представление о ветхозаветной пророческой литературе как особом жанре древнееврейской письменности
  • Овладение основами древнееврейской фонологии в синхронном и историческом аспектах
  • Овладение основами древнееврейской фонологии в синхронном и историческом аспектах
  • Познакомить слушателей с грамматическими, лексическими и стилистическими особенностями библейских пророческих текстов
  • Познакомить слушателей с грамматическими, лексическими и стилистическими особенностями библейских пророческих текстов
  • Сформировать у слушателей достаточно глубокий и разнообразный опыт знакомства с библейской литературой мудрости и любовной лирикой
  • Сформировать у слушателей достаточно глубокий и разнообразный опыт знакомства с библейской литературой мудрости и любовной лирикой
  • Заложить основы сравнительно-типологического подхода к анализу древневосточных поэтических текстов на древнееврейском и аккадском материале
  • Заложить основы сравнительно-типологического подхода к анализу древневосточных поэтических текстов на древнееврейском и аккадском материале
  • Изучение глагольной и именной морфологии, морфосинтаксиса еврейского глагола
  • Изучение глагольной и именной морфологии, морфосинтаксиса еврейского глагола
  • Обозначить сравнительно-филологическую перспективу библейских пророческих текстов для специалиста-ассириолога
  • Обозначить сравнительно-филологическую перспективу библейских пророческих текстов для специалиста-ассириолога
  • Знакомство со спецификой древнееврейского синтаксиса
  • Знакомство со спецификой древнееврейского синтаксиса
  • Познакомить студентов с содержанием книг Экклесиаст, Иов, Песнь Песней
  • Познакомить студентов с содержанием книг Экклесиаст, Иов, Песнь Песней
  • Привить слушателям практические навыки чтения пророческих текстов на материале книги пророка Осии
  • Привить слушателям практические навыки чтения пророческих текстов на материале книги пророка Осии
  • Научить студентов пользоваться внебиблейскими источниками для реконструкции плохо сохранившихся отрывков масоретского текста
  • Научить студентов пользоваться внебиблейскими источниками для реконструкции плохо сохранившихся отрывков масоретского текста
  • Приобретение навыков чтения текстового корпуса Ветхого Завета
  • Приобретение навыков чтения текстового корпуса Ветхого Завета
  • Развить и закрепить знания древнееврейской грамматики и лексики на более сложном текстовом материале чем тот, который используется на начальном этапе гебраистической подготовки (III курс)
  • Развить и закрепить знания древнееврейской грамматики и лексики на более сложном текстовом материале чем тот, который используется на начальном этапе гебраистической подготовки (III курс)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с библейскими источниками о пророческом движении
  • Знакомство с библейскими источниками о пророческом движении
  • Знакомство с выразительными средствами пророческих текстов
  • Знакомство с выразительными средствами пророческих текстов
  • Знакомство с композицией книги, значением нарративной рамки
  • Знакомство с композицией книги, значением нарративной рамки
  • Знакомство с композицией Песни Песней, ее содержанием и выразительными средствами
  • Знакомство с композицией Песни Песней, ее содержанием и выразительными средствами
  • Знакомство с паузальными знаками и их значением для правил ударения
  • Знакомство с паузальными знаками и их значением для правил ударения
  • Знакомство с проблематикой датировки и авторства пророческой литературы
  • Знакомство с проблематикой датировки и авторства пророческой литературы
  • Знакомство с содержанием и языковыми особенностями книги Осии
  • Знакомство с содержанием и языковыми особенностями книги Осии
  • Знакомство с содержанием книги Экклесиаст, проблематикой ее датировки; способность анализировать жанровое своеобразие книги (в том числе, чередование прозаических и поэтических фрагментов)
  • Знакомство с содержанием книги Экклесиаст, проблематикой ее датировки; способность анализировать жанровое своеобразие книги (в том числе, чередование прозаических и поэтических фрагментов)
  • Знакомство с составом и содержанием Книги Притчей
  • Знакомство с составом и содержанием Книги Притчей
  • Знакомство с текстом книги, умение анализировать и переводить содержащиеся в ней словоформы и синтагмы
  • Знакомство с текстом книги, умение анализировать и переводить содержащиеся в ней словоформы и синтагмы
  • Знакомство с текстом фрагмента, умение анализировать и переводить содержащиеся в нем словоформы и синтагмы
  • Знакомство с текстом фрагмента, умение анализировать и переводить содержащиеся в нем словоформы и синтагмы
  • Знакомство со спецификой древнееврейского словаря по сравнению с другими семитскими языками и его классификационной значимостью
  • Знакомство со спецификой древнееврейского словаря по сравнению с другими семитскими языками и его классификационной значимостью
  • Знание древнееврейской фонологии в дескриптивном и сравнительно-историческом ключе
  • Знание древнееврейской фонологии в дескриптивном и сравнительно-историческом ключе
  • Знание научной литературы по Песни Песней
  • Знание научной литературы по Песни Песней
  • Знание номенклатуры основных поэтических книг и фрагментов Ветхого Завета, их хронологии и жанрового своеобразия
  • Знание номенклатуры основных поэтических книг и фрагментов Ветхого Завета, их хронологии и жанрового своеобразия
  • Знание основных библейских книг и текстовых фрагментов, представляющих те или иные хронологические этапы
  • Знание основных библейских книг и текстовых фрагментов, представляющих те или иные хронологические этапы
  • Знание содержания «Романа об Иосифе»
  • Знание содержания «Романа об Иосифе»
  • Изучение лексического своеобразия книги, важнейших средств ее поэтики
  • Изучение лексического своеобразия книги, важнейших средств ее поэтики
  • Общее знакомство с книгой Осии, ее содержанием, датировкой, авторством
  • Общее знакомство с книгой Осии, ее содержанием, датировкой, авторством
  • Овладение номенклатурой пророческих книг
  • Овладение номенклатурой пророческих книг
  • Ознакомление студентов с местом пророков во внутренней и внешней политике Израиля и Иудеи
  • Ознакомление студентов с местом пророков во внутренней и внешней политике Израиля и Иудеи
  • Ознакомление студентов с рецепцией библейских пророчеств в мировой и отечественной культуре
  • Ознакомление студентов с рецепцией библейских пророчеств в мировой и отечественной культуре
  • Осмысление специфики притчевого материала Ветхого Завета в сравнении с месопотамской притчевой литературой
  • Осмысление специфики притчевого материала Ветхого Завета в сравнении с месопотамской притчевой литературой
  • Предварительное знакомство со спецификой древнееврейской глагольной системы, правилами употребления глагольных времен в классической прозе
  • Предварительное знакомство со спецификой древнееврейской глагольной системы, правилами употребления глагольных времен в классической прозе
  • Представление о лексической специфике древнееврейской поэзии разных эпох и жанров, ее значении для исследования древнееврейской лексики в целом
  • Представление о лексической специфике древнееврейской поэзии разных эпох и жанров, ее значении для исследования древнееврейской лексики в целом
  • Представления о важнейших современных комментариях к книге, умение пользоваться ими при чтении и анализе отдельных фрагментов
  • Представления о важнейших современных комментариях к книге, умение пользоваться ими при чтении и анализе отдельных фрагментов
  • Способность выявлять иноязычные лексические заимствования и осмыслять их значение для датировки книги
  • Способность выявлять иноязычные лексические заимствования и осмыслять их значение для датировки книги
  • Способность сравнивать тематику и стиль ветхозаветных притч с месопотамскими и египетскими аналогами
  • Способность сравнивать тематику и стиль ветхозаветных притч с месопотамскими и египетскими аналогами
  • Умение анализировать различные типы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
  • Умение анализировать различные типы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
  • Умение вычленять и этимологизировать аккадские заимствования в древнееврейских пророческих текстах
  • Умение вычленять и этимологизировать аккадские заимствования в древнееврейских пророческих текстах
  • Умение выявлять и анализировать мотивы и темы книги в позднейшей западной культуре
  • Умение выявлять и анализировать мотивы и темы книги в позднейшей западной культуре
  • Умение использовать лингвистическую и экстралингвистическую аргументацию для датировки книги и/или отдельных ее частей
  • Умение использовать лингвистическую и экстралингвистическую аргументацию для датировки книги и/или отдельных ее частей
  • Умение ориентироваться в сложившихся в науке лингвонимах, связанных с древнееврейским языком
  • Умение ориентироваться в сложившихся в науке лингвонимах, связанных с древнееврейским языком
  • Умение отождествлять и анализировать черты позднего древнееврейского языка в Экклесиасте
  • Умение отождествлять и анализировать черты позднего древнееврейского языка в Экклесиасте
  • Умение отождествлять и этимологизировать аккадские заимствования в древнееврейском; базовые знания о лексических особенностях текстов различных периодов и жанров
  • Умение отождествлять и этимологизировать аккадские заимствования в древнееврейском; базовые знания о лексических особенностях текстов различных периодов и жанров
  • Умение читать и анализировать избранные притчи
  • Умение читать и анализировать избранные притчи
  • Умение читать и переводить с помощью словаря отдельные фрагменты Песни Песней
  • Умение читать и переводить с помощью словаря отдельные фрагменты Песни Песней
  • Умение читать и писать по-древнееврейски (квадратное письмо и общеупотребительный современный курсив)
  • Умение читать и писать по-древнееврейски (квадратное письмо и общеупотребительный современный курсив)
  • Усвоение основ глагольной и именной морфологии древнееврейского языка, важнейших форм личных и других местоимений, а также предложных лексем.
  • Усвоение основ глагольной и именной морфологии древнееврейского языка, важнейших форм личных и других местоимений, а также предложных лексем.
  • Устойчивые представления о грамматическом и лексическом своеобразии пророческой литературы различных эпох
  • Устойчивые представления о грамматическом и лексическом своеобразии пророческой литературы различных эпох
  • Формирование базовых представлений об идеологических проблемах книги (теодицея, страдающий праведник, воздаяние и др.)
  • Формирование базовых представлений об идеологических проблемах книги (теодицея, страдающий праведник, воздаяние и др.)
  • Формирование навыков сопоставления библейских и месопотамских источников исторического характера
  • Формирование навыков сопоставления библейских и месопотамских источников исторического характера
  • Формирование навыков сравнительно-филологического анализа Песни Песней в древневосточном контексте
  • Формирование навыков сравнительно-филологического анализа Песни Песней в древневосточном контексте
  • Формирование представлений о древневосточной любовной лирике, умение вести сравнительно-филологический анализ фрагментов Песни Песней и месопотамских произведений этого круга
  • Формирование представлений о древневосточной любовной лирике, умение вести сравнительно-филологический анализ фрагментов Песни Песней и месопотамских произведений этого круга
  • Формирование представлений о лексическом своеобразии книги, в том числе, о необычных значениях употребительных древнееврейских лексем
  • Формирование представлений о лексическом своеобразии книги, в том числе, о необычных значениях употребительных древнееврейских лексем
  • Формирование представлений о семантико-синтаксическом параллелизме и других поэтических средствах библейской поэзии
  • Формирование представлений о семантико-синтаксическом параллелизме и других поэтических средствах библейской поэзии
  • Формирование у студентов базовых представлений об идеологических и этических ценностях ветхозаветных пророков
  • Формирование у студентов базовых представлений об идеологических и этических ценностях ветхозаветных пророков
  • Формирование у студентов критических представлений о хронологическом членении древнееврейского языка, принятом в гебраистической традиции
  • Формирование у студентов критических представлений о хронологическом членении древнееврейского языка, принятом в гебраистической традиции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие сведения о поэтических произведениях Ветхого Завета (4 курс)
  • Общие сведения о поэтических произведениях Ветхого Завета (4 курс)
  • Основные сведения об истории древнееврейского языка
  • Общий обзор пророческой литературы Ветхого Завета (5 курс)
  • Общий обзор пророческой литературы Ветхого Завета (5 курс)
  • Основные сведения об истории древнееврейского языка
  • Введение в Книгу Притчей (4 курс)
  • Древнееврейское квадратное письмо и фонологическая система древнееврейского языка
  • Язык и поэтика библейской пророческой литературы (5 курс)
  • Древнееврейское квадратное письмо и фонологическая система древнееврейского языка
  • Введение в Книгу Притчей (4 курс)
  • Язык и поэтика библейской пророческой литературы (5 курс)
  • Идеологические и этические аспекты библейского пророчества (5 курс)
  • Древнееврейская морфология
  • Введение в Книгу Экклесиаст (4 курс)
  • Идеологические и этические аспекты библейского пророчества (5 курс)
  • Древнееврейская морфология
  • Введение в Книгу Экклесиаст (4 курс)
  • Введение в Книгу Иова (4 курс)
  • Морфосинтаксис и синтаксис древнееврейского языка
  • Морфосинтаксис и синтаксис древнееврейского языка
  • Значение ветхозаветной пророческой литературы для ассириологической науки (5 курс)
  • Введение в Книгу Иова (4 курс)
  • Значение ветхозаветной пророческой литературы для ассириологической науки (5 курс)
  • Книга Осии как образец ранней пророческой литературы: общее введение (5 курс)
  • Книга Осии как образец ранней пророческой литературы: общее введение (5 курс)
  • Лексика древнееврейского языка
  • Лексика древнееврейского языка
  • Введение в Песнь Песней (4 курс)
  • Введение в Песнь Песней (4 курс)
  • Книга Осии (5 курс)
  • Книга Ионы (3 курс)
  • Книга Притч (4 курс)
  • Книга Притч (4 курс)
  • Книга Ионы (3 курс)
  • Книга Осии (5 курс)
  • Песнь песней (4 курс)
  • Книга Руфь (3 курс)
  • Книга Руфь (3 курс)
  • Песнь песней (4 курс)
  • "Роман об Иосифе" (3 курс)
  • "Роман об Иосифе" (3 курс)
  • Книга Иова (4 курс)
  • Книга Иова (4 курс)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Blau, J. (2010). Phonology and Morphology of Biblical Hebrew : An Introduction. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=447979

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andersen, F. I., & Forbes, A. D. (2012). Biblical Hebrew Grammar Visualized. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=454226
  • Barter, P. (2016). Reading Prophetic Books: Form, Intertextuality, and Reception in Prophetic and Post-Biblical Literature. By MARVIN A. SWEENEY. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1175C3D2
  • Cataldo, J. W. (2014). Reconsidering the Date and Provenance of the Book of Hosea: The Case for Persian-Period Yehud. By JAMES M. BOS. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA270983
  • Watson, W. G. E. (1986). Classical Hebrew Poetry : A Guide to Its Techniques (Vol. [2nd ed]). Sheffield: Sheffield Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=243816