• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sumerian language

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Шумерский язык – один из двух основных языков (наряду с аккадским), изучаемых в рамках программы «Ассириология». Дисциплина «Шумерский язык. Часть I» посвящена изучению основ грамматики шумерского языка и чтению новошумерских царских надписей (прежде всего, надписей Гудеа из Лагаша). Дисциплина включает в себя два блока: половина времени отведена для систематического изучения шумерской грамматики; другая часть курса посвящена чтению клинописных источников (новошумерские царские надписи). В результате овладения дисциплиной «Шумерский язык. Часть I» студенты должны освоить основы грамматики шумерского языка, ориентироваться в базовой справочной литературе по предмету, уметь читать и переводить шумерские тексты новошумерской эпохи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основ грамматики шумерского языка
  • Развитие навыков чтения и анализа клинописных источников
  • Освоение важнейших справочных пособий по шумерскому языку
  • Освоение ряда актуальных научных работ, посвященных разным аспектам шумерского языкознания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы истории шумерского языка
  • Знает основы грамматики шумерского языка
  • Знает особенности шумерской клинописи
  • Умеет делать транслитерацию и транскрипцию шумерских текстов
  • Знает типы шумерских текстов, умеет датировать и определять тип текста (по внешнему виду таблички и способу расположения на ней текста, палеографии, орфографии и др.)
  • Знает шумерскую фонологическую систему и способы ее реконструкции
  • Знает понятия агглютинации и эргативности
  • Знает грамматические категории имени
  • Умеет распознавать в тексте, анализировать и порождать различные именные цепочки
  • Знает основные видовременные формы шумерского глагола
  • Умеет производить анализ глагольной основы
  • Знает виды шумерских причастий
  • Знает морфологию и синтаксис шумерского глагола
  • Умеет производить морфологический анализ, трактовать и переводить различные глагольные цепочки
  • Знает шумерские местоимения, числительные, наречия и их отличительные признаки
  • Умеет строить зависимые предложения
  • Умеет устанавливать значение шумерской лексемы, прокомментировать ее
  • Приобретает навыки чтения клинописных текстов на шумерском языке
  • Знает особенности орфографии, языка, стиля и композиции новошумерских царских надписей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в шумерский язык (2 курс)
    Языковая ситуация в Междуречье в IV - I тысячелетиях до н.э. Шумерский и аккадский языки как два основных языка месопотамской цивилизации. Периодизация истории развития шумерского языка. Статус языка в каждый конкретный период (разговорный, язык канцелярии, язык школы и т.п.). “Женский диалект” (социолект) эмесаль. Вопрос о времени вымирания шумерского языка. Аккадский язык как имеющий наибольшее значение для изучения шумерского. История исследования шумерского языка и текстов. Обзор основных грамматик шумерского языка.
  • Шумерская клинописная система, памятники на шумерском языке (2 курс)
    Особенности орфографии шумерских текстов, словесно-слоговой принцип. Идеограммы, фонетические знаки, ребусные написания. Детерминативы, фонетические комплементы. Сопоставление с аккадской системой письма. Различные уровни анализа клинописного текста; транслитерация и транскрипция. Понятие ущербной (дефективной) и избыточной (редундантной) орфографии. Основные особенности орфографии разных периодов. Слоговые тексты и тексты, написанные в нетрадиционной орфографии удгальнун. Виды письменных памятников на шумерском языке: царские надписи (старошумерские, новошумерские и старовавилонские), тексты юридического содержания (судебные протоколы и частно-правовые документы), административные и хозяйственные документы, письма, шумерские литературные тексты (гимны, мифы, эпосы, плачи, литература премудростей, литературные письма и др.).
  • Фонетика. Общие сведения о строении шумерского языка (2 курс)
    Краткие сведения о фонетике. Основные проблемы, связанные с восстановлением шумерской фонологической системы. Фонемы, существующие в шумерском и отсутствующие в аккадском. Шумерский язык как агглютинативный, понятие цепочки и ее иерархической организации. Именная и глагольная группа. Именная цепочка. Порядок слов в именной цепочке. Спряжение энклитического глагола-связки МЕ 'быть'. Именные предложения, порядок слов и способ оформления. Идентифицирующий суффикс. Шумерский как язык эргативного строя; понятие "split ergativity" (частичная эргативность) по отношению к шумерскому языку.
  • Именная цепочки. Морфология имени (2 курс)
    Классы имен, категория одушевленности ~ неодушевленности. Непространственные падежи (эргатив, абсолютив, генитив, экватив, вокатив): грамматические показатели, способы их отражения на письме, контракции, употребление падежей. Генитивная конструкция; инверсия; внутренний и самостоятельный генитив. Именные цепочки с генитивной конструкцией. Разница в построении цепочек с притяжательным местоимением (и т.п.), относящимся к ректуму и к регенсу. Рамочная конструкция (циркумпозицион). Негенитивные виды связи между существительными. Пространственные падежи (датив, директив, локатив, терминатив, аблатив, комитатив): показатели и орфография, контракции, употребление. Имя прилагательное. Детерминирующий суффикс -а- как словообразующий элемент, его значение. Категория числа.
  • Морфология глагола. Неспрягаемые глагольные формы (2 курс)
    Основы hamtu и marи, различные трактовки их значения; способы образования основы maru; cуффикс -ed-. Стативные и фиентивные основы. Глагольные основы множественного числа. Неспрягаемая глагольная форма; инфинитивное употребление глагольной основы; причастное употребление глагольной основы; употребление детерминирующего суффикса -а- с глагольной основой, его значение и функции (12 ауд. ч., см).
  • Глагол. Спрягаемые глагольные формы (2 курс)
    Порядок показателей в глагольной цепочке. Абсолютивное и эргативное спряжение hamtu, абсолютивное и эргативное спряжение maru: личные показатели эргатива и абсолютива, их место в глагольной цепочке. Отражение в глагольной цепочке косвенных объектов: падежные инфиксы, их порядок, местоименные элементы. Каузативная конструкция. Показатель вентива. Показатели наклонений (преформативы). Образование императива. Составные глаголы.
  • Местоимения. Числительные. Неизменяемые части речи. Элементы синтаксиса (2 курс)
    Местоимения (личные, притяжательные, вопросительные). Количественные и порядковые числительные, способы их образования. Способы образования наречий. Глагольные предложения: односоставные (абсолютивная конструкция) и двусоставные (эргативная конструкция). Порядок слов в глагольном предложении. Образование придаточных предложений с помощью детерминирующего суффикса -а-. Целевая конструкция. “Местоименное спряжение” – особый вид оформления придаточных времени.
  • Шумерская лексикология и способы работы с лексикой (2 курс)
    Шумерская лексическая система. Исконно шумерская лексика; простые и составные слова (композиты), cоставные глаголы. Проблемы заимствований (в первую очередь из/в аккадский язык). Лексические списки как основной источник сведений о шумерской лексике; их устройство и типология. Способы поиска значений слов при чтении текстов на шумерском языке. Современные словари и лексические пособия. Электронный ресурсы. Комментарий при издании шумерских текстов. Работа с комментированными изданиями текстов и специальной литературой при интерпретации шумерских текстов.
  • Новошумерские царские надписи (2 курс)
    Новошумерские царские надписи правителей II династии Лагаша и III династии Ура. Чтение и комментирование клинописных источников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * контрольные работы + 0.5 * самостоятельные работы
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * контрольные работы + 0.5 * самостоятельные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A descriptive grammar of Sumerian. (2010). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.openaccess.leidenuniv.nl.1887.16107
  • Edzard, D. O. (2003). Sumerian Grammar. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=105608

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Edzard, D. O. (1997). Gudea and His Dynasty. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=468174