• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Development of Babylonian Language (Phonology, Morphology, Syntax, Vocabulary): Middle Babylonian, Neo-Babylonian, Late Babylonian"

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Развитие вавилонского языка (фонология, морфология, синтаксис, лексика): средневавилонский, нововавилонский, поздневавилонский» служит необходимым дополнением к базовому курсу аккадского языка. Задача семинара — научить студентов самостоятельной работе с малоизученными текстовыми корпусами на аккадском языке и вовлечь их в решение конкретных задач, стоящих перед исторической грамматикой аккадского языка. Преимущественное внимание в рамках семинара будет уделяться эпистолярным текстам как в наибольшей степени отражающим вернакуляр. Вместе с тем, внимание будет уделено текстам других жанров, в частности, царским надписям поздневавилонского периода, написанным на стандартном вавилонском языке, но отражающим особенности фонологии и лексики позднейших этапов развития вавилонского диалекта аккадского языка. В ходе работы на научно-исследовательском семинаре учащиеся познакомятся с основными фонетическими, грамматическими и лексическими особенностями средне-, ново- и поздневавилонского диалектов аккадского языка и научатся применять полученные знания к чтению, анализу и переводу письменных памятников XV–IV вв. до н. э., написанных на соответствующих языках или обнаруживающих их влияние. Часть времени на семинаре отведена на систематическое изучение фонетических, грамматических и лексических особенностей средне-, ново- и поздневавилонского диалектов аккадского языка; часть времени отведена на аналитическое чтение текстов, демонстрирующих эти особенности. По итогам семинара студенты должны усвоить важнейшие особенности названных диалектов аккадского языка, ориентироваться в базовой справочной литературе по предмету, уметь анализировать аккадоязычные тексты соответствующих периодов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить важнейшие фонетические, грамматические и лексические особенности средне-, ново- и поздневавилонского диалектов аккадского языка
  • Развить навыки грамматического анализа аккадоязычных источников, созданных в период с XV по IV вв. до н. э.
  • Научиться определять принадлежность текста к средне-, ново- или поздневавилонскому периодам на основании его языковых особенностей
  • Научиться распознавать адстратные черты в текстах, написанных носителями вавилонского диалекта аккадского языка на стандартном вавилонском языке после XV в. до н. э.
  • Освоить важнейшие справочные пособия по исторической грамматике аккадского языка
  • Освоить ряд актуальных научных работ, посвященных исторической грамматике аккадского языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает важнейшие фонетические и грамматические особенности нововавилонского диалекта аккадского языка
  • Студент знает важнейшие фонетические и грамматические особенности поздневавилонского диалекта аккадского языка
  • Студент знает важнейшие фонетические и грамматические особенности средневавилонского диалекта аккадского языка
  • Студент имеет представление о датировке, объеме и содержании нововавилонского текстового корпуса
  • Студент имеет представление о датировке, объеме и содержании поздневавилонского текстового корпуса
  • Студент имеет представление о датировке, объеме и содержании средневавилонского текстового корпуса
  • Студент умеет находить и анализировать в тексте характерные для нововавилонского периода лексические особенности
  • Студент умеет находить и анализировать в тексте характерные для поздневавилонского периода лексические особенности
  • Студент умеет находить и анализировать в тексте характерные для средневавилонского периода лексические особенности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Средневавилонский диалект аккадского языка. Общая характеристика
  • Средневавилонский диалект аккадского языка. Фонетические и грамматические особенности
  • Средневавилонский диалект аккадского языка. Лексика
  • Нововавилонский диалект аккадского языка. Общая характеристика
  • Нововавилонский диалект аккадского языка. Фонетические и грамматические особенности
  • Нововавилонский диалект аккадского языка. Лексика
  • Поздневавилонский диалект аккадского языка. Общая характеристика
  • Поздневавилонский диалект аккадского языка. Фонетические и грамматические особенности
  • Поздневавилонский диалект аккадского языка. Лексика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * самостоятельные работы + 0.25 * контрольные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kouwenberg, N. J. C. (2010). The Akkadian Verb and Its Semitic Background. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448600

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nielsen, J. P. (2015). Personal Names in Early Neo-Babylonian Legal and Administrative Tablets, 747-626 B.c.e. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1145421
  • Pearce, L. E. (2016). Cuneiform sources for Judeans in Babylonia in the Neo-Babylonian and Achaemenid periods : an overview. Religion Compass, 10(9), 230–243. https://doi.org/10.1111/rec3.12207
  • Schmidl Martina. (2017). Some Remarks on Language Usage in Late Babylonian Letters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E3D40B3E
  • Studies in the aklu documents of the Middle Babylonian period. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.openaccess.leidenuniv.nl.1887.60263