• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Mesopotamian Lexicographic Tradition

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина должна сформировать у учащихся комплексное представление о лексикографической традиции Древней Месопотамии. В рамках курса последовательно – от наиболее ранних памятников шумерской лексикографии (списки знаков эпохи архаического Урука) до позднейших шумеро-аккадских лексических списков – излагается история месопотамских лексических текстов. Студенты знакомятся со всеми основными типами месопотамских лексических списков, изучают особенности композиции произведений шумеро-аккадской лексикографии, а также учатся извлекать из этих текстов сведения о языках и культуре Древней Месопотамии. Параллельно лекционной части курса проводятся семинарские занятия, на которых учащиеся получают навыки чтения и анализа лексических списков, относящихся к разным эпохам истории Месопотамии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных этапов истории лексикографической традиции Древней Месопотамии и важнейших лексических произведений
  • Развитие навыков чтения и анализа шумеро-аккадских лексических списков
  • Изучение лексических списков как источников по языку и культуре Древней Месопотамии
  • Освоение ряда актуальных научных работ, посвященных разным аспектам месопотамской лексикографической традиции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает архаические списки и их особенности
  • Знает важнейшие лексические произведения старовавилонского периода
  • Знает важнейшие лексические списки I тыс. до н. э. и особенности новоассирийской и поздневавилонской лексикографической традиций
  • Знает особенности лексикографической традиции и важнейшие лексические списки средневавилонского периода
  • Знает отличительные особенности старовавилонской лексикографической традиции
  • Знание особенностей списков саргоновского и новошумерского периодов
  • Знание принципов организации лексических списков, представления о целях создания списков
  • Знание раннединастических списков разных традиций, их особенностей и географического распределения
  • Понимание причин появления новых текстов
  • Понимание специфики лексических корпусов разных периодов
  • Умеет работать с архаическими лексическими текстами
  • Умеет читать и анализировать лексические тексты I тыс. до н. э.
  • Умеет читать и анализировать средневавилонские лексические тексты
  • Умеет читать и анализировать старовавилонские лексические тексты
  • Умение извлекать из cписков III тыс. информацию о значении и произношении лексем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лексикография Месопотамии: история и типология
  • Корпус архаических лексических списков
  • Лексические списки III-го тыс. до н.э.
  • Лексические списки старовавилонского периода
  • Лексические списки средневавилонского периода
  • Лексические списки I тыс. до н.э. из Ассирии и Вавилонии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий письменный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * письменный ответ на экзамене + 0.5 * самостоятельные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Reception of Sumerian Literature in the Western Periphery. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.94034F95
  • Veldhuis, N. C. (1997). Elementary education at Nippur. The lists of trees and wooden objects. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D868018E

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A Nippur Emesal vocabulary. (1997). Acta Sumerologica, 229–234. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.ea651e1e.88ce.4456.a10a.dbacdf3ffcb1
  • Continuity and change in Mesopotamian lexical tradition. (1999). Styx Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.f264bced.802a.4b28.a3df.f3101cb69b77
  • Veldhuis, N. (2004). Religion, Literature, and Scholarship : The Sumerian Composition Nanše and the Birds, with a Catalogue of Sumerian Bird Names. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=173902