• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

58.03.01 Asian and African Studies

Approved by
протокол заседания ученого совета № 10 от 28.09.2018
Last Update
протокол заседания академического совета ИКВИА №5 от 28.08.2019
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

5 years

Full-time, 300 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages

Круг преподаваемых в рамках настоящей программы дисциплин (как строго ассириологических, так и относящихся к смежным областям знания) шире того набора учебных курсов, который обычно осваивается студентами-ассириологами в университетах Европы и США. В противоположность тенденции к все большему сужению специализации, отчетливо наблюдаемой в современной ассириологии, программа «Ассириология» ИКВиА ВШЭ направлена на то, чтобы развить у учащихся широкий научный кругозор и способность привлекать сравнительный материал в ходе исследовательской работы

Профессиональные области деятельности специалистов с образованием востоковеда по специальности «Ассириология» – научно-исследовательская, преподавательская, экспертная, издательская, прикладная (перевод, научная журналистика) и информационная (музейное дело, архивы, библиотеки, базы данных по соответствующей тематике). Академические ученые, занимающиеся исследованиями в области ассириологии, востребованы как на российском, так и на международном рынке труда. В частности, о возможности успешного трудоустройства выпускников программы «Ассириология» ИКВиА ВШЭ позволяет судить тот факт, что сразу несколько выпускников ассириологической программы ИВКА РГГУ, преемницей которой можно считать программу «Ассириология» ИКВиА ВШЭ, успешно защитили докторские диссертации (Ph.D) в университетах Германии и Англии и продолжили свою карьеру за рубежом, в то время как другие выпускники, пройдя стажировку в зарубежных вузах, связали свою профессиональную деятельность с российскими академическими учреждениями

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Область и объекты профессиональной деятельности выпускника. Выпускник программы готовится к осуществлению следующих профессиональных задач:

экспертно-аналитические:

● оценка подлинности и описание археологических артефактов, происходящих с территории Древней Месопотамии;

● дешифровка клинописных текстов;

 

научно-исследовательские и преподавательские:

● участие в реализации научно-исследовательских проектов в рамках академических институтов и/или экспертно-аналитических центров;

● преподавание отдельных специальных дисциплин в образовательных организациях (если правила образовательной организации допускают приём на должность преподавателя бакалавра) по всем основным областям изучения азиатского и африканского мира (в т.ч. восточных языков);

● участие в подготовке учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам;

 

культурно-просветительские:

● подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радиопередач и иных форм популяризации историко-культурных знаний;

редакционно-издательские:

● рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ, освещающих вопросы по истории и культуре Древней Месопотамии и сопредельных ей регионов Древнего Мира, консультирование их авторов;

● участие в подготовке литературных, публицистических произведений, журналистских материалов и статей к печати;

переводческие:

● письменный перевод, реферирование и адаптация клинописных текстов, в том числе памятников древневосточной словесности;

 

организационно-управленческие:

● участие в организации и осуществление всероссийских и международных научных конференций;

● участие в организации и осуществление различных научных проектов.

 

Выпускник ОП «Ассириология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская и преподавательская, экспертная, редакционно-издательская, культурно-просветительская, переводческая. В соответствии с видом профессиональной деятельности, выпускник готов решать следующие профессиональные задачи: участвовать в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности, в подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций (их разделов), выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (на русском и иностранном языках), уметь готовить к изданию тексты переводов памятников, снабженные необходимым научным аппаратом.

Programme Modules

Акцент делается на изучении шумерского и аккадского языков, лежащих в основе клинописной культуры. Из числа других языков древнего Ближнего Востока, для записи которых использовалась клинопись, учащиеся знакомятся с угаритским и хеттским. Программа также включает в себя учебные курсы, посвященные истории и культуре Древней Месопотамии и сопредельных регионов. Кроме того, особое внимание уделяется общей семитологической подготовке учащихся. В рамках программы студенты осваивают арабский, древнееврейский и угаритский языки, а также слушают курс по сравнительной семитологии (кроме того, на семинарских занятиях по сравнительной семитологии учащиеся приобретают начальные навыки чтения текстов на эфиосемитских, современных южноаравийских и арамейских языках). Немаловажное место в учебной программе занимает немецкий язык. Германия была и остается важнейшим мировым центром изучения ассириологии. На немецком языке написаны многие основополагающие ассириологические труды. Кроме того, студенты, получившие образование по специальности «Ассириология», нередко имеют возможность продолжить свое обучение в Германии (в т. ч. для написания магистерской или докторской диссертации (Ph. D.)). В связи с этим в ходе первых двух лет обучения по программе «Ассириология» ИКВиА ВШЭ изучению немецкого языка уделяется особое внимание. Учащиеся приобретают как навыки письменной речи (прежде всего, чтение научной литературы и самостоятельное составление научных текстов), так и навыки разговорного общения

Модуль

Минимальный объем (кредит)

Характеристика
модуля

  1. Major

 

 

Базовый профессиональный (Major)

185

  1. Аккадский язык
  2. Шумерский язык
  3. Арабский язык
  4. Немецкий язык
  5. Введение в специальность (востоковедение и африканистика)
  6. История изучаемого региона
  7. История литературы Древней Месопотамии
  8. Теория литературы Древней Месопотамии
  9. Религия Древней Месопотамии
  10. Материальная культура и искусство Месопотамии
  11. Введение в лексикографическую традицию Древней Месопотамии
  12. Эпиграфика клинописных текстов
  13. Введение в анатолистику
  14. Язык и литература Угарита
  15. Синтаксис аккадского языка
  16. Сравнительная семитология

Дополнение профессионального модуля (Major доп.)

45

Введение в языкознание

Научно-исследовательские семинары

Проектные семинары

Минор ФГН

Вариативные дисциплины специализаций, в т.ч., дисциплины по выбору студента, определены в учебном плане ОП

  1.  Практика

30

 

  •  

 

Учебная практика

Производственная практика

  •  

 

Исследовательский или прикладной проект (по выбору студента)

  •  

 

Курсовые работы (2,3,4 курсы)

Подготовка ВКР

  1.  ДОЦ

14

Безопасность жизнедеятельности,

Физическая культура,

Философия,

Всеобщая история.

Академическое письмо на русском языке 

  1.  Minor

20

Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины.

  1. Английский язык

1

Внутренний экзамен по английскому языку; Независимый экзамен по английскому языку; Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР

  1.  Data Culture

3

Культура работы с данными (базовый уровень)

 

  1. ГИА

1

Защита ВКР

1

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки

 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося) могут предлагаться следующих варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:

1) для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

2) для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Assyriology'

Go to Programme Contents and Structure