• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Organization and Organizational Behavior

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
2
ECTS credits
Delivered at:
Department of Human Resources Management
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1 module

Instructors


Mondrus, Olga


Osipova, Alexandra

Программа дисциплины

Аннотация

Структура курса включает два основных раздела: «Теория организаций» и «Организационное поведение ». В рамках первого раздела «Теории организаций» на теоретическом и практическом уровне рассматриваются проблемы, связанные с: – анализом различных подходов к пониманию природы организаций; – формированием структуры организаций; – значением в процессе управления таких внутриорганизационных процессов как коммуникации, власть и принятие решений; – принципами организационного развития. В рамках второго раздела «Теория организаций» рассматриваются: -основные модели и исследования в области организационного поведения; - определения основных терминов и понятий организационного поведения; -основные подходы к проектированию организационных структур разных типов
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины Теория организации и организационное поведение является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младше-го уровня
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать разработку и реализацию проектов, направленных на развитие организации (предприятия)
  • Знать формирование организационной и управленческой структуры организаций
  • Знать принципы мотивирования и стимулирования персонала организации, направленного на достижение стратегических и оперативных целей
  • Знать основные понятия управленческой науки; умение методов работы с информацией; навыки аналитической работы
  • Знать о сборе, обработке и анализу информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Поведение человека в организации
    Определение организационного поведения. Развитие науки об организационном поведении. Цели науки об организационном поведении. Организационное поведение и сопредельные менеджериальные дисциплины. Схема формирования ролевого поведения человека в организации. Уровни анализа организационного поведения. Проблемное поле организационного поведения. Определение и функции поведения. Многообразие и конфликт социальных ролей и ролевых ожиданий. Типы поведения в организации по критерию соответствия ролевым ожиданиям. Типология девиантного поведения (Р. Мертон). Типология контрпродуктивного поведения (С. Робинсон, С. Беннет). Надролевое (экстраролевое) поведение. Понятие «поведение гражданина организации», классификация его видов.
  • Личность в организации: психологические характеристики
    Личность в организации: психологические характеристики. Методики измерения психологических характеристик. Методика Майерс-Бриггс. Цветовой тест М. Люшера. «Шестигранник Холланда». Тест Р. Кеттелла. Методика Г. Айзенка. «Большая пятерка» личностных характеристик и поведение работников в организации. Локус контроля (Дж. Роттер). Реактивность / проактивность (В. Франкл, Г. Олпорт). Конформность. Эмоциональный интеллект (Д. Гоулман). Зрелость (К. Арджирис). Креативность. Макиавеллизм (Р. Кристи и Ф. Гейз). Достижительность (Д. МакКлелланд). Перфекционизм
  • Личность в организации: психические состояния и процессы восприятия
    Понятие психических состояний и их связь с поведением человека в организации. Самоэффективность (А. Бандура). Выученная беспомощность (М. Селигман). Психологическое благополучие, его составляющие. «Выгорание». Понятие стресса. «Негативные» и «позитивные» стрессы. Организационные, групповые, индивидуальные причины стресса. Стрессоры: «вызовы» и «препятствия». Последствия высокого уровня стресса для организации и работников. Факторы, влияющие на процессы восприятия. Важнейшие виды социального восприятия в организации. Организационный климат. Воспринимаемая организационная поддержка. Доверие в организации. Идентификация с организацией. Организационная справедливость, ее виды и нормы. Возможность альтернативного трудоустройства (perceived employability). «Психологический контракт» работника. Структура психологического контракта. Типы психологических контрактов.
  • Ценности и установки работников в организации
    Понятие ценностей. Терминальные и инструментальные ценности (М. Рокич). «Достижительские» и «недостижительские», «внутренние» и «внешние» трудовые ценности. Понятие, компоненты и свойства установок. Когнитивный диссонанс. Важнейшие установки, определяющие поведение человека в организации. Практики управления человеческими ресурсами: воздействие на установки и поведение работников. Удовлетворенность работой и поведение сотрудников. Вовлеченность в работу (work engagement). Намерения работников покинуть организацию. Ключевые факторы, способствующие намерениям уйти. Проявления и факторы организационной приверженности. Трехкомпонентная модель приверженности (Дж. Мейер, Н. Аллен).
  • Группы в организации
    Определение социальной группы. Классификация групп. Выгоды и издержки членства в группе. Роль групп в социализации индивидов в организации. Групповой контроль. Сплоченность группы. Факторы интеграции группы. Принятие решений в группе и эффективность рабочих групп. Социальная фасилитация и социальная лень. Понятие команды. Сравнение рабочих групп и команд. Типы ролей в команде (Р. Белбин). Факторы эффективности команды.
  • Лидерство в организации
    «Универсалистский» и «контекстуальный» подходы к изучению феномена лидерства. «Лидер» как обладатель определенных личностных характеристик. Лидерские качества. Теории лидерских черт. Стили лидерства: способы осуществления руководящих функций (К. Левин, Р. Лайкерт, Р. Блэйк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, Р. Хауз, П. Херси и К. Бланшар). Влияние стилей руководства на установки и поведение подчиненных. Трансформационное, трансакционное лидерство и их составляющие. Условия эффективности трансформационного и трансакционного лидерства. Теория обмена между лидером и подчиненным. Условия вхождения в ингруппу лидера. Принадлежность к ингруппе руководителя, установки и поведение подчиненных.
  • Власть и влияние в организации
    Власть и влияние: иерархизированные взаимодействия в организации. Ресурсная зависимость как условие возникновения отношений власти. Политические процессы в организации. Объекты и средства контроля в отношениях власти. «Позитивные» и «негативные» результаты властных отношений. Властные ресурсы и политическое поведение работников. Факторы политического поведения работников. Концепция «выхода и голоса» А. Хиршмана. Типы поведенческих реакций на негативные организационные события и управленческие практики в зависимости от властных ресурсов работника (схема EVLN). «Голос» работника в организации, его типы.
  • Организационная культура
    Понятие организационной культуры. Основные функции организационной культуры. Рациональный и феноменологический подходы к пониманию организационной культуры. Структура организационной культуры. Уровни организационной культуры по Э. Шейну и Г. Хофштеду. Доминирующая культура и субкультуры. «Сильные» и «слабые» культуры. Изменение организационной культуры. Направления исследований организационной культуры. Модель конкурирующих ценностей (К. Камерон, Р. Куинн). Параметры ценностных ориентаций организационной культуры по Г. Хофштеду. Параметры организационной культуры, обеспечивающие решение ключевых задач организации (Д. Дэнисон). Влияние параметров организационной культуры на установки, поведение работников и экономические результаты организации.
  • Практики управления человеческими ресурсами и поведение работников в организации
    HR-практики: понятие, их субъекты и объекты. «Системы высокого уровня исполнения работы» (High performance work systems): содержание, воздействие на установки и поведение работников. «Требования» и «ресурсы» для исполнения работы (Job demands – Job resources): содержание, результаты дисбаланса. Требования – «вызовы» и «препятствия», их связь со стрессами на рабочем месте. Условия, объем и интенсивность труда, оценка и аттестация, вознаграждения в соответствии с результатами работы: воздействие на установки и поведение работников Индивидуальные и организационные ресурсы для исполнения рабочих требований. Соответствие места работы образованию и квалификации работника, автономия и полномочия, «гибкость» труда, обучение и развитие, качество внутриорганизационных коммуникаций, практики привлечения работников к участию в принятии решений, забота о социальном благополучии: воздействие на установки и поведение работников. «Создание» рабочего места (job crafting) как способ увеличения индивидуальных ресурсов работника. Методологические проблемы изучения взаимосвязи HR-практик, установок и поведения работников.
  • Институционально-базовые основы отношений в организации. Влияние социальной макросреды на формирование организационного поведения
    Организация как микромодель общества. Социальная организация бизнеса. Национальная экономическая культура как совокупность норм и ценностей в сфере экономической деятельности. Типологии ценностных ориентаций: Т. Парсонс, Г. Хофштед, Р. Инглхарт. Кросскультурные исследования организационного поведения. Ключевые характеристики российской институциональной среды. Специфика российской модели рынка труда. Основные характеристики социальных отношений в российских бизнес - организациях. Противостояние «мотивационных» и «отношенческих» аспектов трудовой жизни россиян.
  • Теория организаций в системе наук.
    Теория организаций как одна из базовых управленческих дисциплин. Соотношение теории организаций и теории управления в разных теоретических подходах. Разграничение предметных областей теории организаций и теории управления. Связь теории организаций со смежными научными дисциплинами, изучающими организацию: экономикой, социологией, психологией, юридической наукой.
  • Понятие и сущность организации
    Основные подходы к определению понятия организации. Организация как процесс упорядочения поведения активных социальных объектов. Организация как социальная система. Специфические черты организации как социальной системы. Различные трактовки организации как социальной системы: модели организации как искусственной и естественной системы, признаки каждой модели. Условия возникновения и развития организации. Функциональное разделение и ко-ординация деятельности по горизонтали. Вертикальное разделение труда. Дифференциа-ция видов управленческой деятельности по их содержанию. Формирование социокуль-турных деятельностных и поведенческих стандартов. Различные подходы к формированию типологии организаций. Типология организаций Т. Парсонса. Типология Ч. Барнарда. Типология Г. Минцберга. Типология А.И. Пригожина.
  • Внутренняя среда организации. Организационная структура
    Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды орга-низации. Различные подходы к определению организационной структуры. Принципы формирования и параметры измерения организационной структуры. Сте-пень разделения труда как параметр измерения организационной структуры. Горизон-тальная и вертикальная дифференциация. Степень концентрации власти как параметр измерения организационной структуры. Проблема границ контроля. Централизация и децентрализация. Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации организационной структуры. Степень формализации отношений как параметр измерения организационной структуры. Понятие формализации. Формальные и неформальные организационные структуры. Принципы департаментализации. Основные типы организационных структур. Линейно-функциональные структуры. Дивизиональные структуры. Проектные и матричные структуры.
  • Внутренняя среда организации. Контекстуальный подход
    Факторы, влияющие на формирование организационной структуры. Цели организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция «управле-ния по целям» П. Друкера. Стратегия организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция А. Чендлера. Технология как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция Дж. Вудворт. Концепция Томпсона. Размер организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Исследования Астонской группы.Тип персонала как фактор, влияющий на выбор структуры. Работы представителей классической школы и школы человеческих отношений, определяющие взаимосвязь типа персонала и структуры организации. Тип организационной культуры как фактор, влияющий на выбор структуры.
  • Внутренняя среда организации. Проектный подход
    Проектный подход: задачи организационного проектирования в рамках искусствен-ной модели организации. Процесс формирования организационной структуры. Принципы и методы проектирования. Организационный дизайн. Концепция организационного дизайна Г. Минцберга и ее значение для развития теории организаций. Оценка эффективности организационных структур.
  • Внутриорганизационные процессы
    Власть в организациях. Легитимация властных отношений. Власть и авторитет. Ти-пы власти. Типология М. Вебера: харизматическое господство, традиционное господство, легальное господство. Модель «идеальной бюрократии» М. Вебера. Лидерство и руковод-ство. Процесс принятия решений в организациях. Классификация организационных реше-ний. Этапы и методы принятия решений. Организационные коммуникации: подходы к определению понятия. Процесс коммуникаций: элементы и направления организационных коммуникаций. Помехи и коммуникационные барьеры.
  • Внешняя среда организации.
    Понятие внешней среды, основные характеристики и параметры измерения внешней среды. Проблема границ организации. Открытые и закрытые организационные системы. Инвайронментальные концепции организации. Альтернативные концепции взаимо-отношений организации и внешней среды: адаптация и естественный отбор. Адаптация организации: проблема неопределенности и ресурсная зависимость. Стратегии приспо-собления организации к внешней среде. Перспектива естественного отбора: понятие организационной популяции, экологи-ческой ниши. Выживание организации.
  • Организационное развитие
    Понятие организационных изменений. Различные подходы к определению источни-ков и причин организационных изменений. Классификации организационных изменений. Процесс организационных изменений: факторы, агенты изменений, методы интервенции, модели оценки изменений. Различные подходы к понятию организационного развития. Фокусная и популяци-онная перспектива организационного развития. Представление об организационном развитии в естественной модели организации: теория жизненных циклов организации. Представление об организационном развитии в искусственной модели организации: организационное проектирование: принципы, этапы и методы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание по разделу 1
    Аналитический отчет по результатам диагностики деятельности компании.
  • неблокирующий Реферат по теории организации
  • неблокирующий Эссе по организационному поведению
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Домашнее задание по разделу 1 + 0.3 * Реферат по теории организации + 0.2 * Экзамен + 0.3 * Эссе по организационному поведению
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория организации : учебник для вузов, Дафт, Р. Л., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии : учеб. пособие / А.В. Ребров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 346 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20622. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/993450