• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
2
ECTS credits
Delivered at:
Department of General and Strategic Management
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Основными задачами научно-исследовательского семинара являются:  получение знаний о разнообразии и возможностях применения методов сбора данных (прежде всего опросных), а также обсуждение специфики анализа данных;  обучение студентов навыкам аналитической и академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ;  обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов;  выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов;  выработка у студентов навыков по методической и содержательной оценке уже проведенных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является выработка у студентов компетенций и навыков по подготовке, проведению, презентации прикладного исследования в соответствии с выбранным проблемным полем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает о разнообразии и возможностях применения методов сбора данных (прежде всего опросных).
  • Понимает принципы измерения социальных признаков.
  • Корректно использует опросные методы в онлайн-пространстве (сервисы для онлайн-анкет), умеет оценивать качество как полученных данных, так и данных из внешних источников.
  • Знает основные методы и инструменты анализа количественных данных; умеет интерпретировать эмпирическую информацию с использованием объяснительных возможностей современных теорий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обсуждение исследовательского процесса и его структуры, обзор методов сбора данных.
    Социальные проблемы и их значимость. Как выявить и описать проблему. Примеры значимых и актуальных проблем. Примеры проблем на “макро-“ и “микро-“ уровне. Социально-экономические исследования в цифровом мире: новые проблемы и вызовы. Основные принципы прикладного исследования: качественный и количественный подход, смешанная стратегия. Понятие исследовательского дизайна. Возможность внесения корректив на каждом этапе, гибкость методов. Обзор традиционных и нетрадиционных методов сбора данных. Опросные и не-опросные методы. Идея комбинирования методов и родственный понятийный аппарат: mixed methods research, комплексные исследования и др. Анкетный опрос и его особенности.
  • Основные принципы прикладного исследования и проблемы измерения.
    «Классическая» программа в количественном исследовании, ее элементы. Постановка задач, выбор методов. Понятие измерения. Примеры различных программ, подходящих для разведывательных и аналитических исследовательских стратегий. Программа в качественном исследовании: важные особенности. Путь от программы до итогового аналитического отчета. Понятие измерения. Основные принципы интерпретации и операционализации понятий. Классификация вопросов. Специфические виды вопросов. Требования к формулировкам вопросов. Сензитивные вопросы. Вопросы о доходе. Разбор методических сложностей. Составление преамбулы к анкете: что нужно учесть? Проблема неискренности респондентов - как ее преодолеть?
  • Особенности этапа сбора данных. Как получить данные без сбора. Онлайн-панели.
    Как происходит сбор данных. Основные принципы проведения пилотажа, оценка результатов пилотажа, корректировка по итогам пилотажа. Кейс: пилотаж анкеты. Повторное исследование и онлайн-панели - что это и каковы их методические особенности. Примеры описания панелей у ведущих исследовательских компаний. Качество данных и аудит исследований. Организация контроля качества исследовательской работы. Надежность результатов исследования. Триангуляция как основной способ повышения надежности результатов. Методическая рефлексия на разных этапах исследования. Возможности «дополнений» для отдельных методов. Доступные данные: как они могут помочь в реализации проекта. Кабинетное исследование и вторичный анализ данных. Особенности вторичного анализа при решении методических и содержательных задач. Специфика хранения данных, примеры исследовательских архивов. Примеры доступных материалов исследовательских компаний. Кабинетное исследование как пример описательного вторичного анализа.
  • Анализ данных
    Основные методы анализа данных, полученных в ходе анкетного опроса. Особенности основных методов: методы решения задач на поиск связи, классификацию, поиск латентных переменных. Описательная статистика. Меры центральной тенденции и разброса. Команды преобразования данных. Двумерный анализ. Таблицы сопряженности. Критерий Хи-квадрат. Коэффициент корреляции Пирсона. Методы сравнения средних. Выбор базы для анализа данных. Визуализация и интерпретация результатов. Польза наглядной и понятной визуализации результатов исследований. Примеры отчетов. Инфографика. Важность роли менеджера как связующего звена между заказчиком и аналитиком, необходимость думать, как интерпретировать результат на языке исполнителя.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарах
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Опросные методики, их возможности и ограничения. Опрос как вид социальной коммуникации. Функции вопроса. Типы вопросов. Правила конструирования вопросов. 2. Что собой представляет «классическая» программа в количественном исследовании? Опишите ее элементы. 3. Основные принципы проведения пилотажа, оценка результатов пилотажа, корректировка плана исследования по итогам пилотажа. 4. Социально-экономические исследования в цифровом мире: новые проблемы и вызовы. Как «цифровой» контекст повлиял на развитие и трансформацию методов сбора данных? 5. Основные принципы прикладного исследования: качественный и количественный подход, смешанная стратегия. 6. Место вторичного анализа в современном методологическом пространстве. Особенности вторичного анализа при решении методических и содержательных задач. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
  • неблокирующий Выступление с докладом (презентацией) на последнем семинаре
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Опросные методики, их возможности и ограничения. Опрос как вид социальной коммуникации. Функции вопроса. Типы вопросов. Правила конструирования вопросов. 2. Что собой представляет «классическая» программа в количественном исследовании? Опишите ее элементы. 3. Основные принципы проведения пилотажа, оценка результатов пилотажа, корректировка плана исследования по итогам пилотажа. 4. Социально-экономические исследования в цифровом мире: новые проблемы и вызовы. Как «цифровой» контекст повлиял на развитие и трансформацию методов сбора данных? 5. Основные принципы прикладного исследования: качественный и количественный подход, смешанная стратегия. 6. Место вторичного анализа в современном методологическом пространстве. Особенности вторичного анализа при решении методических и содержательных задач. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Опросные методики, их возможности и ограничения. Опрос как вид социальной коммуникации. Функции вопроса. Типы вопросов. Правила конструирования вопросов. 2. Что собой представляет «классическая» программа в количественном исследовании? Опишите ее элементы. 3. Основные принципы проведения пилотажа, оценка результатов пилотажа, корректировка плана исследования по итогам пилотажа. 4. Социально-экономические исследования в цифровом мире: новые проблемы и вызовы. Как «цифровой» контекст повлиял на развитие и трансформацию методов сбора данных? 5. Основные принципы прикладного исследования: качественный и количественный подход, смешанная стратегия. 6. Место вторичного анализа в современном методологическом пространстве. Особенности вторичного анализа при решении методических и содержательных задач. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа на семинарах + 0.3 * Выступление с докладом (презентацией) на последнем семинаре + 0.4 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория вероятностей : учебник для экономических и гуманитарных специальностей: учеб. пособие для вузов, Тюрин, Ю. Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012
  • Основы научных исследований, учебное пособие, 284 с., Кузнецов, И. Н., 2013
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000