• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Leadership

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:

Instructor


Голикова Олеся Борисовна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Лидерство» знакомит студентов с основополагающими понятиями в области лидерства, формирует представление о современном взгляде на роль и типологию лидеров в деловой и общественной жизни, а также развивает практические навыки работы с методиками и инструментами, применяемыми для исследования и анализа управленческих характеристик. В ходе занятий студенты познакомятся с наиболее значимыми теориями, исследующими феномен лидерства, и изучат практические подходы и кейсы, необходимые для понимания и развития управленческих компетенций. В самостоятельную работу студентов входит изучение дополнительных материалов, относящихся к соответствующему тематическому разделу, а также отработка полученных теоретических знаний и практических навыков и их закрепление на примере домашнего задания и группового проекта по выявлению, анализу и развитию лидерского потенциала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить учащихся с современными концепциями лидерства и подходами по освоению лидерских компетенций и навыков, передать практические навыки работы с инструментарием, необходимым современному лидеру для управления и проведения изменений в сложной и неопределенной среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ознакомить учащихся с современными и историческими подходами к пониманию лидерства и развитию лидерских умений и навыков
  • передать практики развития лидерских умений и навыков, опробовать их практически в упражнениях, кейсах, деловых играх
  •  заложить мотивацию учащихся на развитие у них лидерских умений и навыков
  • • Изучить и уметь охарактеризовать понятия лидера и лидерства. Знать основные этапы и подходы в изучении лидерства. Получить представление о лидерских качествах. Уметь проанализировать личность лидера.
  • • Получить представление об основных классических и современных теориях лидерства. Уметь охарактеризовать их основные преимущества и ограничения. Понимать возможности применения данных теорий на практике.
  • • Ознакомиться с различными стилями лидерства. Освоить практические навыки по диагностике и развитию собственного стиля лидерства. Сформировать представление о модели компетенций.
  • • Иметь представление о негативных проявлениях лидерства, понимать их влияние на результаты бизнеса, сотрудников и организацию в целом и освоить подходы по коррекции деструктивного лидерства.
  • • Ознакомиться с понятием личности и знать различные подходы к анализу и типологии личности. Получить практические навыки диагностики личности и оценки эффективности лидера. Уметь проанализировать свой стиль лидерства и понимать, в каких ситуациях он наиболее эффективен.
  • • Получить представление об организации и организационной структуре, о факторах, влияющих на работу организации. Понимать, как развивается руководитель в организации и как данная динамика соотносится с жизненным циклом организации. Ознакомиться с понятием преемственности лидерства и с инструментами ее поддержания в организации.
  • • Понимать, какие изменения происходят в среде бизнеса, как они меняют лидеров. Понимать различия между понятиями лидерства как позиции и лидерства как процесса, лидера и руководителя. Получить представление, каким образом лидер влияет на успех компании. Ознакомиться с понятием парадокса успеха и с возможными способами его преодоления.
  • • Ознакомиться с типичными реакциями на стрессовые ситуации и с закономерностями поведения в критических условиях. Понимать влияние кризисов на деятельность организаций и иметь представление об управлении в условиях неопределенности.
  • • Знать основные этапы процесса управления изменениями и понимать роль и задачи лидера на каждом этапе. Получить представление о практических подходах и необходимых инструментах для проведения организации через цикл изменений.
  • • Получить представление об основных тенденциях, влияющих на роль лидеров в настоящем и будущем. Понимать динамику развития бизнес-среды и рабочих отношений и ее влияние на портрет лидера будущего.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Лидерство. Введение
  • 2. Теории лидерства
  • 3. Стили лидерства
  • 4. Эффективные и деструктивные лидеры
  • 5. Как определить и развить свой стиль лидерства
  • 6. Лидерство в организации
  • 7. Лидерство в бизнесе
  • 8. Лидерство в кризисных ситуациях
  • 9. Лидерство и управление изменениями
  • 10. Лидерство будущего
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Групповое домашнее задание
    Групповой проект. Презентация минигрупп (5-6 чел.) на одну из тем, предложенных студентам в начале курса. Результаты проекта оформляются в виде презентации в формате отчета в Power Point. В ходе презентации оценивается комплекс навыков, полученных по итогам курса: раскрытие темы, четкость и наглядность представления материалов на слайдах, навыки составления презентации. Оценка выставляется по 10-балльной шкале, возможна дифференциация оценок среди участников группы.
  • неблокирующий Групповой проект
    Групповой проект. Презентация минигрупп (5-6 чел.) на одну из тем, предложенных студентам. Результаты проекта оформляются в виде презентации в формате Power Point. Группа представляет презентацию оффлайн в форме доклада. В ходе презентации оценивается комплекс навыков, полученных по итогам курса: раскрытие темы, четкость и наглядность представления материалов на слайдах, навыки презентации, деловой этикет. Оценка выставляется по 10-балльной шкале, возможна дифференциация оценок среди участников группы.
  • блокирующий Экзамен
    Итоговый письменный экзамен. Включает до 60 вопросов (с выбором одного правильного варианта ответа, нескольких правильных вариантов ответа, с оценкой на соответствие «верно/не верно», открытых вопросов). Правильный ответ на вопрос оценивается от 1 до 5 баллов в зависимости от типа вопроса. В вопросах с выбором одного правильного ответа, в которых требуется выбрать вариант, наилучшим образом характеризующий ситуацию, применяется шкала оценки от 0 до 5 баллов в зависимости от выбранного варианта ответа. Длительность теста – 60 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Групповое домашнее задание + 0.2 * Групповой проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Виртуозное лидерство : как создать собственный репертуар лидерских стилей, Мейер, Р., 2019
  • Идеальный руководитель : почему им нельзя стать и что из этого следует, Адизес, И. К., 2023
  • Стили менеджмента - эффективные и неэффективные, Адизес, И. К., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лидерство без вранья : почему не стоит верить историям успеха, Пфеффер, Дж., 2018
  • Развитие лидеров : как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей, Адизес, И. К., 2018
  • Рефрейминг организаций : артистизм, выбор и лидерство, Болмэн, Л. Дж., 2011

Авторы

  • Голикова Олеся Борисовна