• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Human Resource Management

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Human Resources Management
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructors


Sirotovskaya, Arina


Morgounov, Evgeni B.

Программа дисциплины

Аннотация

В данной дисциплине рассматриваются модели и методы управления персоналом в организации, излагаются техники координации группового взаимодействия, а также деятельность и коммуникация специалиста по работе с персоналом. Целью дисциплины является формирование у бакалавров управленческих компетенций, позволяющих им осуществлять руководство и координацию проектными командами, выполняющими работы по технологическим проектам, осуществлять оценку эмоционального состояния проектной команды и осуществлять его коррекцию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате изучения дисциплины студент должен: знать специфику эффективного взаимодействия и группе и командной работе, основные понятия дисциплины, владеть методами анализа командных ролей, знать факторы, влияющие на эффективность командной и групповой работы; иметь представление об этапах развития группы, проблемах группового взаимодействия, обусловленных тем или иным этапом ее становления; уметь адекватно ориентироваться в целях и методах групповой работы, понимать стилистические различия в ведении групп в зависимости от поставленных целей; обладать навыками использования некоторого минимума практических приемов работы с группой (командой, подразделением).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание полного списка функций в организации, находящихся в ведении специалиста по работе с персоналом и линейного менеджера
  • Уяснение зависимости содержания функций по управлению персоналом от стратегического типа организации и ее миссии
  • Знание основных направлений деятельности специалистов по подбору персонала, основных критериев для сравнения работников
  • Понимание основного содержания юридически обоснованных этапов проведения аттестации персонала, а также ее влияния на функционирование организации
  • Знание содержания моделей мотивации работников и способов ее стимулирования финансовыми и нефинансовыми средствами
  • Знание содержания критериев оценки компетентности работников, а также их психологических характеристик в связи с требованиями рабочего места
  • Знание основ когнитивной теории в ее связи управлением знаниями, уровней развития неявных знаний работников
  • Знание технологий оценки затрат рабочего времени и способов их оптимизации
  • Знание способов оценки конфликтной ситуации и способов ее преодоления
  • Умение планировать групповую работу по повышению квалификации персонала на основе анализа компетенций
  • Понимание системы управленческих мероприятий и программ, влияющих на рост профессионализма сотрудников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Уровни и функции управления персоналом
    Основные подсистемы управления персоналом: планирования и маркетинга, найма и учета, трудовых отношений, условий труда, обучения и развития, мотивации, социального обеспечения, правового и информационного обеспечения.
  • Стратегический менеджмент персонала
    Основные факторы, оказывающие влияние на стратегию и структурно-функциональные особенности управления персоналом. Типология организаций и ее воздействие на управление персоналом: аутсайдер, защитник издержек, защитник качества, интегрированный анализатор, диверсифицированный анализатор, проспектор, монополист. Типы миссий организации и их влияние на управление персоналом. Зависимость управления персоналом от стадии жизненного цикла организации.
  • Отбор, контрактация и увольнение сотрудников
    Методы отбора сотрудников. Трудовой договор. Контракт. Разделы контракта. Расторжение трудового контракта (договора) по инициативе администрации. Дополнительные основания для увольнения.
  • Функции аттестации сотрудников
    Внутреннее совершенствование. Функции аттестации. Структурирующие функции. Оценка качества и количества работы, выполняемой сотрудниками. Изменение содержания выполняемых функций. Доработка должностных инструкций. Обоснованное изменение в оплате труда. Объединение формальной и неформальной структуры организации. Мотивирующие функции. Повод для откровенного разговора о проблемах организации. Создание конструктивного конфликта для активизации внутреннего соревнования. Активизация мотивирующих факторов труда. Установление целей развития сотрудника. Юридическая база аттестации персонала. Положение об аттестации сотрудников. Рекомендации к разработке критериев аттестации. Аттестационный лист сотрудника.
  • Стимулирование труда персонала и «компенса-ционный пакет»
    Соотношение финансового и нефинансового стимулирования. Структура «компенсационного пакета». Постоянная и переменная часть оплаты труда. Дополнительные инструменты стимулирования труда работников. Оплата труда и профессиографический анализ деятельности.
  • Оценка персонала и нормирование труда
    Исходная ситуация. Задача. Методика оценки производительности сотрудников. Объективное оценивание производительности труда сотрудников отдела. Расчет зарплаты сотрудников.
  • Управление знаниями
    Модели интеллектуального капитала организации. Локализация знаний и мобильность их носителей. Динамика знаний в организации. Параметры интеграции знаний. Когнитивная инерция у менеджера. Когнитивные тактики в стратегических решениях. Процессное моделирование параметров организации. Модели "сокровищница" и "указатель".
  • Организация рабочего времени
    Способы оценки рабочей нагрузки. Рабочая нагрузка, напряженность труда и функциональное состояние работника. Классические подходы к управлению временем: концепция Б.Франклина, концепция Любищева. Функционально-стоимостной анализ в управлении временем. Планирование времени и анализ задач. Неклассические подходы к контролю времени: зоны порядка и хаоса.
  • Менеджер по работе с персоналом в ситуации конфликта
    Менеджер и конфликт. Понятие и задачи управления конфликтов. Основные понятия конфликтологии. Позитивные функции конфликта по Л.Козеру. Типичные ошибки в конфликтологии. Стили поведения конфликтологов. Конфликтологический мониторинг. Анализ параметров конфликта. Методы, способствующие разрешению конфликта
  • Проблемы обучения сотрудников
    Экспертное сравнение методов. Обсуждение результатов. Сравнение кейс-стадис и тренинга. Активизация личного опыта или знаний. "Шаги" в подготовке обучающей программы. Диагностика организации. Функция, компенсируемая тренингом. Описание целей и действий. Описание основных проблем, с которыми сталкиваются сотрудники. Выделение базовых противоречий профессиональной деятельности. Перевод целей, противоречий, позиций, действий на "язык" учебной программы. Выбор стиля проведения тренинга. Подготовка учебных материалов. Подготовка план-графика программы. Проведение тренинга. Коррекция программы по результатам тренинга. Пример подготовки упражнения.
  • Развитие профессионализма сотрудников
    Понятие профессионализма. Этапы развития профессионализма. Структурно-функциональные компоненты профессионализма. Понятие детерминанты развития профессионализма. Виды детерминант: естественные и искусственные, краткосрочные и долгосрочные, индивидуальные, групповые и организационные, индивидуально-, группо- и организационно сфокусированные. Бизнес-процессы и акторы развития профессионализма. Комплексные программы развития профессионализма персонала
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ГУРКОВ Игорь Борисович, & МОРГУНОВ Евгений Борисович. (2015). Практики управления человеческими ресурсами в российских подразделениях международных компаний в 2014 году. Организационная Психология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16026069

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Armstrong, M. (2016). Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management (Vol. Sixth edition). London, United Kingdom: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1193777
  • Snowden, D. J., & Boone, M. E. (2007). A Leader’s Framework for Decision Making. (cover story). Harvard Business Review, 85(11), 68–76. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=27036324